© В.Н.Садовников, 2002 г.
УДК 612.2
Поступила 6.12.2000 г.
В.Н.Садовников
Государственная медицинская академия, Нижний Новгород
Структурно-функциональный статус дыхательной системы человека
Термин «дыхание» означает совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа. Различают «внешнее» и «внутреннее» дыхание. Под «внешним» дыханием понимают доставку атмосферного воздуха к респираторным структурам легких и выведение из организма летучих объектов метаболизма (двуокиси углерода, аммиака). Далее кровь транспортирует кислород к различным органам, где и осуществляется «внутреннее» дыхание. Механизмом преобразования энергии, заключенной в органических веществах, становится аэробное (с участием кислорода) окисление. Оно более производительно по сравнению с анаэробным. В результате энергия основных питательных веществ становится доступной для использования организмом. Она аккумулируется в макроэргах (АТФ и креатинфосфате) и расходуется на поддержание функциональной активности различных органов, синтез белка, процесс физиологической регенерации.
Рассмотрим основные моделирующие факторы дыхательной системы. Атмосферный воздух, используемый организмом при дыхании, представляет собой газовую смесь, содержащую 79% азота, 21% кислорода, 0,03% углекислого газа, а также озон, аргон, криптон, йод, перекись водорода. Его физико-химические характеристики (объем, температура, давление, влажность, характер перемещения потоков), а также загрязненность отходами промышленных предприятий (смог) моделируют структуру путей воздухопроведения; к ним относят: полость носа с придаточными пазухами, рото– и носоглотку, гортань, трахею и бронхиальное дерево. Последнее насчитывает в своем составе 23 генерации. Емкость перечисленных анатомических образований у взрослого человека достигает 140 мл. В них осуществляется преобразование атмосферного воздуха в альвеолярный.
Различают верхние и нижние пути проведения воздуха. На их границе располагается гортань, предшественником которой был сфинктер. Он обеспечивал защиту более структурно-дифференцированного нижнего отдела от неблагоприятных изменений атмосферного воздуха. Сохраняя цилиндрическую конструкцию и трехкомпонентный состав стенок, пути воздухопроведения постепенно уменьшают свой просвет. Их протяженность в легких достигает 700 метров. Количество бронхиол с диаметром менее миллиметра составляет одну тысячу. Сложную конструкцию путей можно сравнить с ветвящейся кроной дерева, формирующей обширную поверхность контакта воздуха с системой крови. У взрослого человека она колеблется в пределах 60—100 кв. м.
Сложный рельеф носовых ходов, их взаимодействие с придаточными пазухами моделируют вихревые (турбулентные) потоки циркулирующего по ним воздуха. Этим формируется продолжительность его контакта с мерцательным эпителием и венозными сплетениями, расположенными в подслизистом слое, что способствует очищению, увлажнению и согреванию атмосферного воздуха и составляет сущность его преобразований.
Особое место среди путей воздухопроведения занимает гортань. Она не только моделирует характер перемещения потоков воздуха, но и регулирует его объем. Именно здесь происходит произвольное дробление объемов выдыхаемого воздуха во время устной речи. Если при спокойном (неречевом) дыхании соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха составляет 1:1, то при речевом дыхании оно становится равным 1:10 или 1:40. Данный орган достигает высокой структурной дифференцировки, занимая сравнительно небольшое пространство. В его состав входят: 9 хрящей, 23 связки, 17 мышц, которые формируют морфологическую основу широкого спектра микродвижений, столь значимых для человека при речевом общении. В последние годы оформляется новая научная дисциплина — фониатрия, разрабатывающая проблемы формирования нормального функционирования речевого аппарата. В таблице представлены составляющие, взаимодействие которых моделирует основные характеристики человеческого голоса: тональность, силу, тембр.
Компоненты речевого аппараты человека |
Структуры извлечения голоса |
Артикуляционный аппарат |
Фонаторный аппарат |
Структуры, обеспечивающие вентиляцию воздуха |
Гортань |
Зубы, язык, десны |
Полости рта, носа, глотки, придаточные пазухи |
Дыхательные мышцы |
Произнесение речи представляет собой сложный двигательный акт, в котором принимает участие большое количество анатомических образований. Биомеханика голосоизвлечения детерминировала структуры сократительного аппарата гортани. Различают наружные и внутренние мышцы. Первые располагаются на шее поверх данного органа и включают в себя супра– и инфрагиоидные мышцы, а также мышцы глотки. Их деятельность направлена на изменение положения гортани во время дыхательной экскурсии и акта глотания. Особого внимания заслуживает способ фиксации гортани к подъязычной кости, выполняющей роль плавающего опорного центра. Группа внутренних мышц осуществляет микродвижения, устанавливающие, в конечном счете, размеры голосовой щели.
До настоящего времени не существует единого мнения относительно механизмов возникновения голоса. Согласно миоэластической теории Фейпена, в его образовании принимают участие истинные голосовые связки. Они колеблются с определенной частотой под действием струи выдыхаемого воздуха. У теноров она составляет 120—580 колебаний в секунду, у басов — 80—320. Эти различия определяются протяженностью голосовых связок. У теноров она составляет 16—17 мм, у басов — 22—25 мм. Голос у женщин выше, чем у мужчин, по той же причине. Эти различия появляются в период полового созревания (мутации голоса). У юношей увеличивается просвет голосовой щели, нарастает толщина истинных голосовых связок в связи с их гиперемией. Смещение плоского эпителия, выстилающего поверхность связок, приводит к формированию подслизистого пространства, заполняемого сосудистыми образованиями. Гиперемия, которая может возникнуть в случае переохлаждения организма, затрудняет прохождение воздуха через голосовую щель (возникает эффект удушья).
Согласно нейрохроноксической теории Хассона, существенная роль в колебании голосовых связок отводится нервным импульсам, поступающим к внутренним мышцам гортани. Различают сфинктеры и дилататоры голосовой щели. Доминирование мышц, осуществляющих сужение голосовой щели, позволяет варьировать силу, тембр и тональность голоса. Этому же способствует дифференцирование хрящевого скелета гортани на более крупные и на более мелкие анатомические образования. В первую группу входят щитовидный, перстневидный хрящи и надгортанник. Они выполняют преимущественно опорную функцию, следствием чего является их гиалиновая природа и более крупные размеры. Эластические, волокнистые структуры доминируют в парных, мелких хрящах гортани (черпаловидных, рожковидных и пшеничных), диапазон смещения которых нарастает. Давление, создаваемое в полости гортани под истинными голосовыми связками, приводит к формированию эластического конуса в форме четырехугольной пластинки, расположенной между перстневидным хрящом и голосовыми связками.
Автором третьей теории голосообразования — мукоундулярной — является Перрияно. Он утверждает, что голос возникает в результате перемещения секрета, вырабатываемого бокаловидными клетками мерцательного эпителия, по поверхности голосовых связок.
Уровень вентиляции легких следует рассматривать в качестве определяющего фактора в деятельности дыхательной системы. Он зависит от биомеханики дыхательной экскурсии. За стандартное (исходное) принимается такое положение, которое имеет грудная клетка после спокойного выдоха. Легкие находятся в положении равновесия сил, действующих в противоположных направлениях: с одной стороны — эластической тяги соединительнотканного каркаса легких, с другой — эластических сил в составе конструкции грудной клетки. В данном положении легкие содержат только остаточный объем (30% их емкости) и резервный объем воздуха.
Различают ряд положений грудной клетки, соответствующих различному уровню вентиляции легких. Положение, которое она занимает после максимального вдоха, соответствует общей емкости легких. При максимальном выдохе в легких содержится только остаточный объем, который отсутствует в ткани мертворожденных. Остальные положения грудной клетки соответствуют различным типам дыхательных экскурсий — ключичному, срединногрудинному, нижнереберному, брюшному и смешанному. При каждом из них регистрируется различное участие в дыхательных экскурсиях инспираторных мышц. К стереометрическим параметрам, отражающим динамичность функционирования системы дыхания, относятся:
дыхательный объем;резервный объем вдоха;резервный объем выдоха;остаточный объем легких.
С изменением положения тела в пространстве (от горизонтального к вертикальному) нарастает степень вентиляции легких.
Выделяют следующие режимы функционирования дыхательной системы: спокойное, глубокое и форсированное. По мере их становления возрастают параметры дыхательного объема за счет мобилизации резервов. Одновременно наблюдается расширение круга мышц, участвующих в дыхательных экскурсиях. Основной инспираторной мышцей является грудобрюшная преграда (диафрагма), обеспечивающая до 70% вентиляции легких. По мере нарастания функционального напряжения системы дыхания к ним присоединяются межреберные мышцы, мышцы живота, шеи, верхнего плечевого пояса.
Неравномерность вентиляции легких зависит от ряда причин, среди которых в первую очередь необходимо отметить особенности конструкции грудной клетки. Фиксация костей плечевого пояса к ее верхнему полюсу лимитирует наполняемость воздухом верхних долей легкого. Напротив, отсутствие ограничителей в нижней апертуре способствует большей степени вентиляции нижних долей легких и большей структурной дифференцировке их на сегменты.
Конструктивной особенностью серозных полостей, в которых размещены легкие, является наличие резервных пространств (синусов). Они располагаются между париетальными листками плевры и заполняются легочной тканью во время вдоха. В образовавшееся между париетальным и висцеральным листками серозной оболочки щелевидное пространство (плевральную полость) постоянно поступает секрет, вырабатываемый мезотелием висцерального листка (до 10 л в сутки у взрослого человека). Большая его часть всасывается париетальным листком серозной оболочки, который тесно взаимодействует с сосудистыми сплетениями. В результате объем содержимого в плевральной полости не превышает 10 мл. Герметичность данного пространства обеспечивает наличие в нем отрицательного давления, снижающего сопротивление соединительнотканного каркаса легких, а присутствие секрета ослабляет механическое трение между плевральными листками во время дыхательных экскурсий, а также обеспечивает бактерицидный эффект.
Определяющими в системе дыхания становятся взаимоотношения между респираторными структурами легких и кровеносными сосудами малого круга. Первые из них наполнены альвеолярным воздухом, отличающимся от атмосферного концентрацией кислорода и наличием двуокиси углерода (14 и 5,5% соответственно). Сосуды малого круга кровообращения заполнены венозной кровью (в артериях) и артериальной (в венах). Их наполняемость определяет перфузию легочной ткани. Органоспецифичность сосудистого русла легких выражается в существовании артерий, вен и микроциркуляторного русла большого и малого кругов. Однако роль последнего в кровенаполнении ткани легкого несравненно выше (до 80% от общего объема крови, находящейся в органе). Их архитектоника соответствует генерациям бронхиального дерева и, как правило, сопровождает их (исключение составляют сегментарные вены).
Отличительным морфологическим признаком сосудов малого круга кровообращения является истончение стенок артериальных сосудов в 5—6 раз по сравнению с аналогичными артериями большого круга. Они содержат большее количество эластических волокон и мало мышечной ткани. Это относится и к венам. Для микроциркуляторного русла характерно отсутствие пре– и посткапиллярных сфинктеров, что существенно ослабляет периферическое сопротивление кровотоку (кровяное давление в артериях малого круга составляет 15 мм рт. ст.). Это приводит к перераспределению объемов циркулирующей крови между артериальным (повышается до 25%) руслом малого круга и венозным (понижается до 50%) по сравнению с большим.
Характерно также наличие двух капиллярных сетей. Одну из них образуют капилляры с диаметром 20—40 мкм и протяженностью до 400 мкм, отходящие друг от друга под углом 120°. Петлистые сети образуют капилляры с диаметром 6—12 мкм. По ним осуществляется не столь значительный кровоток. Объем крови, содержащейся в микроциркуляторном русле, достигает 25%.
Горизонтальное положение тела более равномерно распределяет кровоток между долями легких. Неравномерность перфузии легочной ткани возникает при вертикальном положении тела. Одновременно нарастает уровень вентиляции легких.
Таким образом, определяющими в становлении и функционировании дыхательной системы становятся вентиляционно-перфузионные отношения. Они формируются на различных иерархических уровнях (тканевом, органном). О постепенном становлении их в ходе индивидуального развития организма свидетельствуют изменения частоты сердцебиений и числа дыхательных экскурсий (межсистемный уровень интеграции дыхательной и сердечно-сосудистой систем). В первые три года жизни на одну дыхательную экскурсию приходится два кардиоцикла. В дальнейшем совершенствование функций дыхательной системы изменяет это соотношение на 1:3.
Процесс непосредственного газообмена осуществляется в ацинарном аппарате легких, представленном производными терминальных бронхиол. Подобных конструкций насчитывается до 800 тыс. В их образовании участвуют дыхательные бронхиолы 3 порядков, альвеолярные ходы и альвеолярные мешки. В спокойном состоянии только 25% от общего числа ацинусов поддерживают функциональную активность. Это число возрастает по мере изменения функционирования дыхательной системы (глубокое, форсированное дыхание).
Обмен кислородом и двуокисью углерода происходит по градиенту их концентрации. В результате процессов диффузии нарастает парциальное напряжение кислорода в системе крови — от 40 до 96 мм рт.ст. Наступает ее артериализация, где носителем кислорода является гемоглобин — белок, содержащийся в эритроцитах. Одновременно, но в меньшей степени, изменяется градиент концентрации двуокиси углерода. Его парциальное напряжение в венозной крови составляет 46 мм рт.ст., в артериальной — 36 мм рт.ст.
Стабилизатором концентраций газов во взаимодействующих средах (альвеолярном воздухе и крови) становится аэрогематический барьер. Согласно современным представлениям, в состав барьера входит четыре структурных компонента. Это эндотелиоциты капилляров малого круга кровообращения, базальная мембрана, пневмоциты первого порядка в составе альвеол и сурфактант. Последний выстилает поверхность альвеол с внутренней стороны в виде липопротеиновой мембраны, снижающей силы поверхностного натяжения и оказывающей бактерицидный эффект.
Обширную поверхность контакта альвеолярного воздуха с системой крови формируют сферической формы конструкции ацинарного аппарата — альвеолы. Их общее количество достигает 500 млн., диаметр колеблется в пределах 100—300 мкм. Установлена зависимость между их размерами и усилиями со стороны инспираторных мышц, преодолевающих сопротивление при заполнении воздухом. У детей диаметр альвеол меньше, чем у взрослых. Для их наполнения усилий дыхательных мышц требуется больше. Однако их степень развития недостаточна. Следствием этого становится поверхностный характер дыхания у новорожденных.
Эффективность функционирования разноуровневых конструкций ацинусов, долек, сегментов (в пределах целостного образования, каким является система дыхания) обеспечивается деятельностью интегративных структур. К ним относятся производные эндокринной системы в виде клеток, диффузно разбросанных по всей поверхности воздухопроводящих путей и респираторных структур легких. Более динамичное участие в координации принимают производные вегетативной нервной системы. Эти структуры обеспечивают своевременный сбор, проведение и обработку информации от многочисленных рецепторных зон, расположенных на объемной поверхности легких, в артериальных и венозных сосудах большого и малого кругов кровообращения.
Окончательная обработка информации и создание двигательных программ осуществляется в дыхательном центре. Его структурная организация, по Сергиевскому, представлена следующим образом. В бульбарно-мостовой части головного мозга группы функционально неоднородных нейронов формируют воспринимающий и исполнительный отделы. Первый из них представлен инспираторными и экспираторными нейронами, имеющими связи между собой и с функционально однородными нейронами противоположной стороны. К ним поступает информация с рефлексогенных зон дыхательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и вегетативных центров. Здесь она обрабатывается и передается в исполнительный отдел. Он состоит из двух групп нейронов. Одна из них контролирует деятельность грудобрюшной диафрагмы, другая — межреберных мышц. Кроме того, они имеют связь с инспираторными и экспираторными нейронами, а через интернейроны — с инспираторными мышцами. Нисходящие координирующие влияния на дыхательный центр поступают от моста, продолговатого и промежуточного мозга, где концентрируется информация о состоянии обменных процессов, протекающих в организме. Реализация исполнительных программ направлена прежде всего на коррекцию ритма и глубины дыхательных экскурсий. Особенно сложные ансамбли нейронов формируются при речевой деятельности человека. Нервные импульсы, поступающие из парасимпатического центра, вызывают сужение просвета бронхов. Напротив, импульсы из симпатических центров приводят к его расширению.
Таким образом, развернутый во времени и пространстве процесс обмена кислородом и двуокисью углерода между атмосферным воздухом и системой крови моделирует подсистемы транспорта и преобразований воздушного потока и подсистему непосредственного газообмена. Морфологическое обеспечение вентиляционно-перфузионных взаимоотношений на органном, тканевом иерархических уровнях моделирует доли, сегменты, дольки и ацинарный аппарат легких. В координации их взаимодействия в пределах целостного образования (органа) задействованы структуры нейроэндокринной системы.