© С.И.Гажва, Ю.Н.Филиппов, А.С.Свительский, 2002 г.
УДК 616.31:614.23
Поступила 29.10.2001 г.
С.И.Гажва, Ю.Н.Филиппов, А.С.Свительский
Государственная медицинская академия, Нижний Новгород
Специализация и усовершенствование врачей-стоматологов по программам последипломного образования в НГМА
В концепции «Совершенствование стоматологического образования в России», разработанной МГМСУ, изложены основные закономерности и поэтапность образовательной системы. Задачи по реализации многих аспектов данной концепции возложены на кафедры последипломного образования.
Кризис стоматологической службы государственного здравоохранения с одновременным бурным развитием коммерческих отношений предъявляют новые требования к квалификации врача-стоматолога и, следовательно, ко всей системе его подготовки.
Осознавая, что одной из главных проблем подготовки высококвалифицированных специалистов-стоматологов является слабость клинических баз, ректорат НГМА принял решение о строительстве и открытии собственной стоматологической клиники для кафедр стоматологического факультета и кафедры факультета повышения квалификации врачей, что, бесспорно, позволяет сделать процесс обучения эффективным, независимым и динамичным, поскольку, во-первых, обеспечивается непрерывность образования, во-вторых, становится возможным совместное использование имеющегося оборудования.
Кафедра стоматологии последипломного образования в структуре НГМА была организована в конце 1998 г. Последипломное образование осуществляется по двум направлениям:
послевузовское профессиональное образование: интернатура, клиническая ординатура и аспирантура;
обучение по программам дополнительного профессионального образования: профессиональная переподготовка, общее и тематическое усовершенствование.
После утверждения приказом Минздрава РФ от 27.08.1999 г. № 337 специальности «стоматология» в клиническую ординатуру были впервые зачислены выпускники академии по специальности «стоматология», которым после окончания обучения будет присвоена квалификация «врач-стоматолог». Обучение специалистов было осложнено отсутствием государственных стандартов послевузовской профессиональной подготовки по данной специальности, поэтому сотрудникам кафедры пришлось самим создавать рабочую программу подготовки врачей в клинической ординатуре по специальности «стоматология» (3384 ч). Программа включает все разделы стоматологии, основы законодательства о здравоохранении, труде и медицинском страховании граждан РФ, основы организации экономики, здравоохранения и медико-социальной экспертизы, циклы информатики и вычислительной техники, онкологии, а также другие разделы медицины. Занятия проводятся на соответствующих кафедрах с участием в образовательном процессе всего профессорско-преподавательского состава. В учебном плане и рабочей программе критерием оценки знаний и уровня практической подготовки ординаторов является аттестация по всем разделам, которая проводится в конце каждого года обучения. Государственная аттестация по основной специальности осуществляется по окончании клинической ординатуры. Практические занятия включают непосредственную работу с больными, что имеет важное значение в приобретении мануальных навыков и достижении воспитательных целей в вопросах деонтологии.
Профессиональная переподготовка обеспечивает получение специалистами, прошедшими обучение в интернатуре или клинической ординатуре по основной (базовой) специальности «стоматология», дополнительной квалификации.
Согласно проекту государственного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием, рекомендуется очно-заочная форма профессиональной переподготовки врачей (6 мес — 864 ч).
Как показывает практика, необходимо дифференцированно подходить к определению формы обучения. На наш взгляд, для врачей, ведущих смешанный прием, но не имеющих сертификата врача-стоматолога, целесообразна очно-заочная форма обучения. В других случаях для получения необходимого объема практических знаний и мануальных навыков возможна только очная форма.
До настоящего времени, согласно существующим законодательным документам, в области постдипломного образования общее усовершенствование в основном осуществлялось по конкретным специальностям, а именно: стоматология терапевтическая, ортопедическая, хирургическая и т.д.
Циклы общего и тематического усовершенствования являются частью системы непрерывного послевузовского образования врачей, ранее прошедших первичную специализацию или профессиональную переподготовку и ведущих смешанный прием. Их целью является повышение квалификации врачей, обновление теоретических и практических знаний специалистов. Всего на кафедре проведено 25 циклов общего усовершенствования по специальностям: «стоматология терапевтическая» — 11, «стоматология ортопедическая» — 11, «стоматология хирургическая» — 3; из них 12 циклов — двухмесячных, 13 — одномесячных.
Проведению циклов общего усовершенствования предшествует специальная методическая подготовка, а именно составление учебного плана и рабочей программы с обсуждением на заседании кафедры и утверждением на методическом совете Центра повышения квалификации академии. На кафедре разработаны и апробированы рабочие программы двух– и одномесячных очных циклов общего усовершенствования (288 и 144 ч).
Общее число курсантов, прошедших обучение в 1999—2000 гг., составило 431 человек.
Относительно небольшой опыт преподавания (около 2 лет) на циклах общего и тематического усовершенствования позволил выявить невысокий уровень подготовки врачей в области изучаемых проблем. В этой связи предлагается объективная оценка исходного уровня знаний слушателей и эффективности обучения, которая в значительной степени определяется творческой самоотдачей педагогов и мотивацией слушателей к усвоению знаний.
Изучение и анализ уровня знаний позволяют корректировать учебный план, рабочие программы, методики преподавания, формирования и совершенствования мануальных навыков. Поэтому на кафедре слушатели проходят предварительное компьютерное тестирование. Для этого создан и функционирует компьютерный класс на 20 мест. Этот метод является своеобразным стимулом к учебе, поскольку наглядно демонстрирует курсантам пробелы в их базисных знаниях.
Результаты предварительного тестирования показывают вариабельность уровня подготовки врачей. Количество правильных ответов составляет от 43 до 70%. Повторное тестирование, после проведенного обучения, демонстрирует рост уровня знаний — 75—85% правильных ответов.
Практикуется проведение одномесячных циклов общего усовершенствования для врачей, имеющих высшую и первую категории, для всех остальных — двухмесячные очные циклы.
Продолжительность циклов общего усовершенствования (сертификационные циклы) по стоматологии — не менее 288 ч при очной форме обучения.
Стоматология — это одна из наук, которые в последнее время достаточно быстро развиваются и совершенствуются. В настоящее время требуется многопрофильный врач-специалист, имеющий базовые знания не только по стоматологии, но и по общеклиническим дисциплинам. Подготовка такого специалиста — одна из основных задач кафедр последипломного образования.
Анализ многолетнего опыта работы по оказанию стоматологической помощи населению Нижегородской области подтверждает потребность во врачах-стоматологах, которые владеют практическими навыками по всем основным стоматологическим специальностям, включая неотложную (терапевтическую, хирургическую, ортопедическую) помощь взрослым и детям в объеме амбулаторной практики.
Так, в Нижегородской области из 783 врачей стоматологического профиля 301 человек осуществляет так называемый смешанный прием. Из них 85 (25%) — врачи-стоматологи и 216 (75%) — зубные врачи.
Сложившаяся ситуация прежде всего обусловлена дефицитом врачей-стоматологов, особенно в сельской местности. В силу отсутствия государственного распределения выпускников, территориальной отдаленности от областного центра, слабой материально-технической базы кабинетов, отсутствия финансирования внедрение в практику новых технологий и работа современными материалами часто не представляются возможными. Все это вместе взятое вырабатывает отрицательную мотивацию трудоустройства врачей-стоматологов в районах области и поэтому даже в крупных районах превалирует количество зубных врачей, ведущих смешанный прием, над врачами-стоматологами.
Основное количество врачей стоматологического профиля ведет смешанный прием только по 2 специальностям — стоматология терапевтическая и стоматология хирургическая. Ортопедическая помощь остается вне компетенции, поскольку нет достаточного количества теоретических знаний и мануальных навыков. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования врачей. Так, на смешанном приеме в среднем обслуживается 16 человек за смену, из них 11 человек — по терапевтическому профилю, 4 — по хирургическому и 1 человек — по ортопедическому. Объем выполненной работы составляет в среднем 11 пломб по поводу кариеса, 4 — по поводу его осложнений и 2 посещения — с заболеваниями слизистой оболочки полости рта и пародонта. В среднем удаляется 4 зуба, с острой одонтогенной инфекцией принимается
1 человек.
Таким образом, врач-стоматолог, у которого мануальные навыки выходят за рамки узкой специализации, существовал и фактически существует в настоящее время. Следовательно, немаловажной фигурой в стоматологии и в настоящее время является врач, осуществляющий смешанный прием, но не получивший должной подготовки в системе додипломного и последипломного образования.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в Нижнем Новгороде и области остро нужны врачи общей практики. Однако количество подготовленных специалистов так незначительно, что на сегодняшний день это стало серьезной проблемой.
Начало внедрения непрерывной системы образования специалистов стоматологического профиля, а именно врачей-стоматологов общей практики, обязывает проводить анализ и внесение коррективов в уже сложившиеся формы и методы работы. Так, знакомство с государственным стандартом подтверждает тот факт, что для реализации обозначенных задач необходимо значительно увеличить количество рабочих мест, которых сейчас недостаточно, из-за чего страдает практика получения мануальных навыков. Дефицит рабочих мест обусловлен еще и увеличением числа слушателей на одного преподавателя — 6 вместо 3,75.
Не везде имеются фантомные классы, которые так необходимы для освоения современных технологий в стоматологии и формирования практических навыков. В связи с этим ректорат НГМА принял решение расширить кафедру стоматологии ЦПК и ППС в 2002 г., организовать и оснастить фантомные классы всем необходимым для подготовки специалистов. Чтобы сделать образовательную систему действующей, результативной и эффективной, на кафедре проводится обучение специалистов среднего звена — вспомогательного персонала для врачей общей практики.
Наличие рабочих мест и соответствующих программ общего усовершенствования — важные составляющие подготовки многопрофильного специалиста — врача общей практики, но их организация не решит всех проблем. Общее усовершенствование при подготовке врача-стоматолога общей практики должно быть гибким и дифференцированным. В условиях, которые сложились в Нижегородской области с распределением кадров и объемом помощи, оказываемой населению, крайне необходимы курсы общего усовершенствования, включающие основные разделы стоматологии и общеклинические дисциплины. Для постоянного поддержания высокого профессионализма специалистам необходимо проходить циклы общего усовершенствования не реже одного раза в пять лет, а тематического — один раз в два года.
Кафедра ЦПК и ППС НГМА имеет опыт сотрудничества с кафедрой факультетской хирургической стоматологии с курсом имплантологии МГМСУ. Сотрудники обеих кафедр на высоком профессиональном уровне читают лекции с демонстрацией результатов научных исследований и практических наработок. Материально-техническая база кафедры и санитарно-эпидемиологические условия позволяют проводить операции по имплантации в присутствии слушателей, используя современную видеоаппаратуру. В конце цикла врачи, прошедшие обучение, получают свидетельства о повышении квалификации.
Главным итогом такого сотрудничества явилось не только теоретическое и практическое освоение методики обучения курсантов, но и внедрение методов имплантации системы ЛИКО в практическое здравоохранение Нижнего Новгорода, области и стоматологическую клинику НГМА.
Контингент слушателей на тематических циклах включает в себя разных специалистов-стоматологов: стоматологов-терапевтов, ортопедов и хирургов, а также врачей-стоматологов, осуществляющих смешанный прием. Такая форма работы может служить примером реализации тематического усовершенствования врачей общей практики. Коллегиальное участие в процессе обучения делает тематические циклы более содержательными, значимыми, интерес к ним постоянно возрастает. Так, за относительно короткий срок количество слушателей на циклах выросло и стало составлять около 100 человек.
В рамках тематического усовершенствования часто проводится прямой эфир на радио и телевидении. Такое общение с населением решает несколько вопросов:
повышает уровень информированности населения по обсуждаемой проблеме и раскрывает возможности оказания стоматологической помощи;
является одной из прогрессивных форм обучения слушателей;
повышается рейтинг учреждения, на базе которого проводится обучение.
В последнее время заинтересованность в проведении совместных циклов проявляет кафедра стоматологии Чувашского института последипломного образования. Совместно с сотрудниками этого института были проведены циклы тематического усовершенствования для зубных техников и составлен план совместных циклов тематического усовершенствования. Циклы проводятся на бюджетной основе.
Актуальные вопросы последипломной подготовки врачей-стоматологов систематически обсуждаются на заседаниях Ученого и методического советов Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки НГМА.
Таким образом, опыт работы кафедры ЦПК и ППС позволяет рекомендовать строить систему последипломного профессионального образования врачей-стоматологов в соответствии с потребностями практического здравоохранения, а это значит уделять внимание подготовке врачей-стоматологов общей практики.