© В.В.Шкарин, 2002 г.
УДК 13.61
Поступила 5.02.2002 г.
В.В.Шкарин
Государственная медицинская академия, Нижний Новгород
Воспитание нравственности будущего врача на идеях гуманизма А.Швейцера
Альберт Луи Филипп Швейцер (1875—1965) — философ, музыковед, органист, литератор-публицист, врач, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии. Врачами были польский астроном Николай Коперник, немецкий физик Роберт Майер, открывший закон сохранения энергии, выдающийся политик и деятель французской революции Жан-Поль Марат; великий испанский просветитель ХVI века Мигель Сервет, открывший кровообращение за сто лет до У.Гарвея, писатели Ф.Рабле, Ф.Шиллер, А.П.Чехов, В.В.Вересаев, А.Кронин, А.Конан Дойль, С.Лемм и др. Этот список можно было бы продолжать и продолжать. Всех объединяет верность гражданскому и врачебному долгу.
|
Альберт Луи Филипп Швейцер (1875—1965) — философ, музыковед, органист, литератор-публицист, врач, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии. |
История развития медицины — это путь героической борьбы за жизнь и здоровье, столкновений с невежеством, суевериями и предрассудками, неиссякаемого самопожертвования в поисках истины, упорства и героизма перед лицом неудач и разочарований. Поэтому к представителям медицинской профессии общество во все времена предъявляло повышенные моральные требования, ведь они имеют дело с самым дорогим, что есть у человека — со здоровьем и жизнью.
Высказывание писателя и врача А.П.Чехова о том, что профессия врача — это подвиг, она требует самоутверждения, чистоты души и чистоты помыслов, подразумевает наличие у медика прежде всего высокой нравственности. Врачебная профессия, утверждая человеческую жизнь в качестве высочайшей ценности, определяет ее защиту и помощь ей как основную социальную функцию медицины. Тем самым изначально в деятельности врача ведущими являются идеи гуманизма, выступающие как основа нравственности, внутренней и внешней культуры. Глубоким отражением гуманизма медиков стал девиз голландского врача Ван Тульпа: «Alis insexviendo ipse cosumor» — «светя другим, сгораю сам».
Глубокие профессиональные знания, достигаемые с помощью все ускоряющегося технического прогресса, успехи в трансплантации органов и тканей, возможность вмешательства в сам факт зарождения новой жизни, способность неоднократной реанимации и реабилитации тяжелых больных с возвращением их к труду — все это является реальностью медицины настоящего времени. Решение указанных и других проблем медицины не может быть достигнуто только путем получения научных знаний и мастерства. Возникает острая потребность в воспитании нравственной культуры врача путем всех накопленных веками нравственных общечеловеческих ценностей. Именно поэтому этическое воспитание будущих врачей приобретает особое социальное звучание.
Еще во времена античности формировались первые кодексы морального облика и поведения врачей, писались работы на эту тему, представляющие интерес и сегодня. К таким работам относятся, например, сочинения, вышедшие из школы древнегреческого врача Гиппократа, в первую очередь «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприятном поведении». Содержащиеся в них глубокие мысли на протяжении многих столетий служили мерилом высоких принципов врачебной профессии и во многом сохранили свое значение и до наших дней.
Для большинства этических учений прошлого и настоящего характерна гуманистическая направленность. Яркие примеры гуманизма врачей дает изучение мировой и отечественной истории медицины. Известно немало имен деятелей науки, которые ради блага людей жертвовали своим здоровьем и даже жизнью.
Выдающийся русский ученый, сподвижник Луи Пастера И.И.Мечников, как и многие другие отечественные ученые, был самоотверженным исследователем, готовым пожертвовать собой во имя науки. Так, с целью доказать специфичность вибриона в этиологии холеры И.И.Мечников выпил холерную культуру. Такие же опасные для жизни эксперименты с приемом чистых культур холерных вибрионов в разное время проделали на себе Н.Ф.Гамалея, Д.К.Заболотный, М.Петтенкофер, а эксперимент с введением крови больных возвратным тифом — Г.Н.Минх.
Одним из самых ярких представителей этического гуманизма был и остается А.Швейцер, который подчеркивал, что нет удовлетворения выше, чем лечить людей. Ему посвящены десятки книг и сотни статей, его героическая деятельность на благо человека была удостоена Нобелевской премии.
Альберт Луи Филипп Швейцер родился 1 января 1875 г. в городке Кайзерсберге в Верхнем Эльзасе в семье пастора. Окончив начальную школу, он пошел по стопам отца, изучал философию и теологию в Страсбургском университете. Образование завершил в университетах Парижа и Берлина. А.Швейцер с детства обучался музыке. Работая над докторской диссертацией, которую намерен был защитить в Сорбоннском университете в Париже, Швейцер одновременно совершенствовался в игре на органе у самых выдающихся музыкантов Франции. Получив диплом доктора философии и теологии, Альберт Швейцер поступил на должность проповедника в церкви св. Николая в Страсбурге. В это время он написал ряд трудов по философии, в частности известную работу, посвященную анализу философии И.Канта.
Мир знал А.Швейцера как профессора теологии Страсбургского университета, когда он прочитал статью о тяжелом положении негров, страдающих без медицинской помощи. Небольшая французская миссия в Габоне обращалась в этой статье с призывом к молодым врачам приехать работать среди местного населения. Альберт Швейцер решил ответить на этот призыв, поступив на медицинский факультет своего же университета, который окончил в 1913 г. и в возрасте тридцати восьми лет сразу же уехал в Экваториальную Африку.
Вскоре началась первая мировая война, значительно усложнившая жизнь даже в глубине Африканского материка. В 1917 г. А.Швейцер вернулся в Европу и получил должность ассистента в Страсбургской больнице. Одновременно он занялся частной лечебной практикой. Кроме того, Швейцер стал проповедником в одной из Страсбургских церквей, а будучи при этом виртуозом игры на органе, стал давать концерты не только в Страсбурге, но и в Париже, Милане. Наряду с этим А.Швейцер опубликовал ряд статей по философии, культуре и истории цивилизации. Его книга о Бахе принесла ему европейскую известность.
Но Альберту Швейцеру все время не давали покоя воспоминания о том, с чем он встретился во время четырехлетнего пребывания в Африке. И вот А.Швейцер, к тому времени уже известный, высоко ценимый и богатый человек, бросил удобства жизни в культурной европейской стране и отправился на всю жизнь в Африку, где лечил прокаженных и боролся с мало еще тогда известными тропическими болезнями.
Работа Альберта Швейцера в Африке — пример героизма рядового практического врача. Его приемной первое время был бывший курятник, а оперировал он под открытым небом. Лишь постепенно на берегу реки Огове, в Ламбарене, в центре тропических джунглей он построил больничный городок за свой счет, вылечил тысячи больных, стал другом и просветителем местного населения.
Ничто — ни тяжелый для европейца тропический климат, ни трудности снабжения, ни болезни — не помешали Альберту Швейцеру самоотверженно трудиться на благо жителей Африки. И хотя на примере героического труда Альберта Швейцера и его помощников видно, что один человек или даже группа людей не может решить проблемы охраны здоровья, какими бы искренними ни были их усилия, его деятельность принесла большую пользу народу Габона. Альберт Швейцер стал символом братства народов и жертвенного героизма, показав на опыте собственной жизни, как можно оставаться человечным в нашу непростую эпоху.
Как врач, он часто говорил, что здоровье является бесценным даром, но люди часто не ценят его. Он сознательно отверг личную карьеру, чтобы оказывать медицинскую помощь тем, кто в ней нуждался больше всего. Такой гуманизм является примером и идеалом, которому должны следовать все врачи. Основанная им больница в Ламбарене — это не только медицинское учреждение, но и символ гуманизма и солидарности с людьми, которые нуждаются в помощи, независимо от их расовой, религиозной принадлежности и мировоззрения.
В Ламбарене многое изменилось с тех пор, как 4 сентября 1965 г. остановилось сердце А.Швейцера, похороненного у самого порога дома, где он жил. Теперь рядом выстроен великолепный современный медицинский комплекс, куда обращаются до 50 тысяч человек в год, где работают и делают сложные операции дети и внуки тех, кого в свое время выходил и вернул к жизни А.Швейцер.
Небезынтересно будет привести ответ А.Швейцера на вопрос: «Что Вы считаете смыслом Вашей жизни?», опубликованный в 1961 г. в венгерском иллюстрированном еженедельнике «Орсаг-Вилаг». В этом ответе Швейцер изложил эволюцию своих философских взглядов. Одним из принципов мировоззрения было уважение к жизни, ответственность человека за все живое. Он сказал: «Этическим человеком может считаться только тот, перед кем свято все живое — будь то человек, животное или растение, — и кто самоотверженно готов помочь всякой жизни, над которой нависла беда». Заканчивается ответ Альберта Швейцера словами: «Я верю в силу справедливости и человеческого разума, поэтому я уверен в будущности человечества. Человечный человек — вот что я жду от будущего!». Таким образом, Альберт Швейцер предложил миру новый образ личности, проверив его собственной жизнью.
А.Швейцер еще при жизни приобрел огромную известность и уважение современников. Его считали живой легендой, многие люди стремились стать похожими на него. Это доказывается многочисленными публикациями о нем и его работе в Ламбарене. Его называли великим человеком, человеком тысячелетия, величайшим гуманистом, гением, «величайшим врачом из джунглей», «легендой из Ламбарена». На его примере воспитывали подрастающее поколение. Высказывания А.Швейцера вошли в золотой фонд произведений великих философов. А.Эйнштейн называл его величайшим из современников, а Стефан Цвейг писал о нем, как о недостижимом нравственном идеале.
Мировая медицинская общественность глубоко благодарна известному ученому профессору Казимижу Имелинскому за основание Всемирной медицинской академии имени Альберта Швейцера. Эту идею поддержали ученые из 42 стран мира.
Всемирная медицинская академия имени Альберта Швейцера — международная организация, объединяющая ученых различных областей знаний, в том числе ученых-медиков, имеющих большие клинические и научные достижения, опыт преподавания, а также выдающихся специалистов в области психологии, права, теологии, антропологии. Членами Академии стали ряд ректоров медицинских вузов, деканы медицинских факультетов университетов, руководители научно-исследовательских институтов и лабораторий медицинского профиля.
В Академию избрано более 250 известных профессоров из 66 стран, в числе которых 18 лауреатов Нобелевской премии. Членом Академии являлся недавно ушедший из жизни самый популярный в мире врач второй половины прошлого века Кристиан Бернард. Среди членов Академии — и наш соотечественник Е.И.Чазов.*
Уставными целями Академии являются:
1) деятельность, направленная на гуманизацию научного и технического прогресса в медицине;
2) сотрудничество и интеграция медицинской науки с другими науками;
3) изучение духовного наследия А.Швейцера и воплощение его в жизнь;
4) воплощение этических принципов и идей А.Швейцера в работе врачей.
Академия присуждает премии Альберта Швейцера и организует международные конкурсы на лучшее исследование жизни и творчества А.Швейцера. Эти конкурсы проводятся среди молодых специалистов и студентов медицинских вузов. Премии присуждаются жюри, которое назначается из числа членов Академии.
Академия присваивает научные звания и титулы за выдающиеся достижения в медицине и реализацию идей гуманизма. В число наград входят:
Золотая медаль А.Швейцера;
Большая золотая медаль А.Швейцера;
Золотая звезда А.Швейцера.
Общее учредительное собрание Академии состоялось в Варшаве в 1998 г. По итогам тайного голосования профессор Казимиж Имелинский, президент Польской академии медицинских наук, был избран ее первым президентом.
Госпожа Рена Швейцер-Миллер из США, единственная дочь А. Швейцера и преемница его духовного и материального наследия, была единогласно избрана Почетным президентом Академии. Одновременно она является и Почетным президентом гуманитарного института им.
А. Швейцера в Уоллигфорде (США).
Вице-президентами академии были избраны:
профессор Эндрю В. Шолли, лауреат Нобелевской премии в области медицины, директор Института эндокринологии, полипептидов и онкологии в Тулонском университете, г.Новый Орлеан (США);
профессор Ричард Дж. Робертс, лауреат Нобелевской премии по физиологии, директор Научно-исследовательской биологической лаборатории в Новой Англии, Беверли, штат Массачусетс (США);
профессор Бернард Лаун, лауреат Нобелевской премии, директор Лауновского Центра сердечно-сосудистой медицины в Бруклине, штат Массачусетс (США);
профессор Качутаро Нагато, лауреат Олимпийской премии, университет г.Хамамацу (Япония);
профессор Зигварт-Хорст Гюнтер, коллега А.Швейцера в Ламбарене, президент Международного общества Желтого Креста;
профессор Радзислав Сикорский, лауреат Золотой медали, директор гинекологической клиники медицинской академии в г. Люблине (Польша).
Академия призвана противостоять растущему влиянию идеологии денег и потребительства, которые угрожают наступлением полной дегуманизации человечества. Несмотря на многочисленные призывы отдельных выдающихся личностей, общественных и государственных организаций принять и руководствоваться едиными моральными ценностями, идеями гуманизма и добра, были и остаются войны с многочисленными жертвами, убийства, террор, грабежи и унижение человеческого достоинства. Очевидно, должны пройти еще многие годы совершенствования материальных и духовных сторон жизни человеческого общества, чтобы восторжествовало высшее предназначение разумной жизни на Земле, сбылись идеи планетарного гуманизма, завещанные нам А.Швейцером.
* В 2001 г. членом академии стал гл. редактор «Нижегородского медицинского журнала», ректор НГМА, член-корреспондент РАМН В.В.Шкарин (прим. редакции).