© А.С.Мухин, Б.А.Буровкин, Д.А.Синельщиков, 2002 г.
Поступила 6.06.2000 г.
А.С.Мухин, Б.А.Буровкин, Д.А.Синельщиков
Государственная медицинская академия, Нижний Новгород
Редкий случай локализации эхинококкоза в поджелудочной железе и воротах селезенки
Эхинококкоз, являясь тяжелым паразитарным заболеванием, продолжает оставаться серьезной медицинской и социальной проблемой в связи с большим числом больных и существованием эндемических районов. В последнее время отмечается тенденция к распространению эхинококкоза не только среди людей, занимающихся животноводством, но и среди городского населения, что связано в значительной степени с возросшей миграцией сельского населения в города, низким уровнем диспансеризации населения, нерешенными социально-экономическими и санитарно-эпидемиологическими проблемами.
В отношении возбудителя заболевания, эпидемиологии и патогенеза эхинококкоза достигнуто единство взглядов эпидемиологов, патоморфологов, патофизиологов и клиницистов. Самой частой локализацией паразита является печень — от 50 до 80%, несколько реже поражаются легкие — от 6 до 40%. Эхинококкоз других органов — грудной и брюшной полостей (за исключением печени и легких), мочеполовой системы, опорно-двигательного аппарата, головного и спинного мозга — относится к редкой локализации паразита, на долю которого приходится до 25% патологии.
Основным методом диагностики заболевания является УЗИ органов брюшной полости, забрюшинного пространства и мягких тканей. Этот метод позволяет с достоверностью до 93% выявить локализацию и количество кист. Другие инструментальные методы: рентгенологические (ирригоскопия, экскреторная урография, пневмоперитонеум, ретропневмоперитонеум), эндоскопические (лапароскопия, цистоскопия, фиброгастродуоденоскопия, ректороманоскопия) — применяются на этапе уточнения диагноза, при дифференциальной диагностике с непаразитарными или онкологическими заболеваниями.
В диагностическую практику в последние годы внедрена рентгенокомпьютерная томография (РКТГ), позволяющая судить о локализации эхинококковых кист и стадии жизнедеятельности паразита с достоверностью до 98%.
Единственным радикальным методом лечения эхинококкоза является хирургический. Несмотря на достигнутые успехи, лечение эхинококкоза редких локализаций до последнего времени представляет значительные трудности.
В своей практике мы встретились с эхинококкозом редкой локализации — поджелудочная железа и ворота селезенки.
Приводим описание данного случая. Следует отметить, что подобных наблюдений в доступной литературе мы не встретили.
Больная Т., 61 года, поступила в урологическое отделение больницы № 40 04.02.2000 г. в экстренном порядке с жалобами на боли в поясничных областях, преимущественно справа, головокружение, тошноту, слабость.
Считает себя больной в течение двух суток, когда появились вышеуказанные жалобы. В 1999 г. проходила стационарное лечение в хирургическом отделении больницы № 40 по поводу хронического панкреатита. Из анамнеза жизни удалось выявить, что больная долгое время жила в Казахстане.
При осмотре: состояние — средней тяжести, сознание — ясное, кожа — чистая, периферические лимфатические узлы не увеличены, зев — спокоен, язык — чистый, влажный. В легких — дыхание везикулярное, хрипов нет, перкуторно — легочный звук. Частота дыхания — 18 в минуту. Тоны сердца — ясные, ритмичные, частота сердечных сокращений — 92 в минуту, АД — 190/110 мм рт.ст. Живот — мягкий, болезненный при пальпации в эпигастрии, правом подреберье. Синдром Пастернацкого — положительный справа. Печень, желчный пузырь и селезенка не пальпируются. Стул и диурез — в норме. В общем анализе крови — эозинофилия 9%.
При УЗИ выявлены множественные кисты в проекции поджелудочной железы. По данным РКТГ — кисты в толще поджелудочной железы и воротах селезенки, предположительно эхинококкового генеза.
Больной предложено оперативное лечение по поводу эхинококка поджелудочной железы.
17.02.2000 г. произведена операция — верхнесрединная лапаротомия, резекция тела и хвоста поджелудочной железы, спленэктомия.
Верхнесрединная лапаротомия: со стороны желудка, кишечника, печени, органов малого таза — без особенностей. В области тела и хвоста поджелудочной железы — 4 образования до 5 см в диаметре, в плотной кальцинированной капсуле, напоминающей яичную скорлупу. Эти образования исходят из паренхимы поджелудочной железы. С ними тесно спаяна селезеночная артерия, которая склерозирована, извита, огибает эти образования (макроскопически — эхинококковые кисты). Селезенка — дряблая, серого цвета, увеличена в объеме (размерами 18?12 см), множественными спайками сращена с диафрагмой и желудком. В области ворот селезенки — аналогичное кистозное плотное образование 2 см в диаметре. Диагностирован эхинококкоз поджелудочной железы. Выполнена мобилизация тела и хвоста поджелудочной железы вместе с эхинококковыми кистами с прошиванием и дополнительной изолированной перевязкой селезеночной артерии и вены на уровне тела, а в области хвоста — вместе с селезеночной веной. Мобилизованная часть тела и хвоста поджелудочной железы удалена с перевязкой капроновой лигатурой оставшейся части поджелудочной железы по краю разреза. Мобилизована и удалена селезенка. Произведены гемостаз, дренаж к ложу удаленной селезенки. Выполнен послойный шов срединной раны.
Гистологическое исследование кист: стенки пузырей состоят из гиалина, много известковых очагов.
Послеоперационный период протекал без осложнений. Общий анализ крови от 21.02.2000 г.: Hb — 100 г/л; ле — 7,6?109/л; СОЭ — 20 мм/ч; эоз. — 2%; палочкояд. — 3%; сегментояд. — 67%; лимф. —23%; моноц. — 5%.
В послеоперационном периоде больная получала инфузионно-трансфузионную терапию с включением нормального человеческого иммуноглобулина, лечение гордоксом по 200 000 ЕД 2 раза в сутки. Через 2 нед переведена для реабилитации в гастроэнтерологическое отделение больницы № 40, откуда выписана домой в удовлетворительном состоянии.
Диагноз эхинококкоза поджелудочной железы в этом случае был поставлен клинико-лабораторно и подтвержден макроскопически и гистологически.