© В.В.Шкарин, Г.А.Буланов, 2002 г.
Поступила 30.05.2002 г.
В.В.Шкарин, Г.А.Буланов
Государственная медицинская академия, Нижний Новгород
Медицинское образование в Германии
Медицинское образование только тогда оптимально развивается, когда медицинские школы различных стран взаимообогащаются новыми образовательными программами и технологиями, последними научными достижениями, когда вузовские преподаватели и студенты имеют возможность стажироваться и учиться в зарубежных вузах, вращаться в другой культурной и научной среде, изучать особенности становления и развития медицины других стран.
К сожалению, долгие годы Нижний новгород был закрытым для иностранцев и сотрудники наших вузов фактически не имели возможности продолжительного общения с зарубежными коллегами. Существенные изменения начались с 1991 г., с момента открытия города.
В 1993 г. между Нижегородской государственной медицинской академией и медицинским факультетом университета г. Эссена (Германия) был заключен договор о сотрудничестве. За истекшие годы десятки наших профессоров и студентов посетили клиники этого университета, в свою очередь адекватное количество немецких коллег побывало в нашем вузе.
Практически одновременно с началом сотрудничества с Эссенским университетом в нашей академии был открыт факультет обучения иностранных студентов (ФОИС), где учатся в настоящее время 240 студентов из 27 стран мира, более 30 иностранцев обучается в клинической ординатуре и аспирантуре. Свыше сотни наших преподавателей, аспирантов, клинических ординаторов побывали во многих странах Европы и Америки на стажировке со сроками обучения от нескольких недель до 1,5 и более лет.
Вхождение в мировое образовательное пространство стало для вуза реальностью. Для дальнейшего развития учебного процесса, конечно же, необходимо знать особенности организации медицинского образования в странах, с которыми складываются партнерские отношения. Этой статьей мы начинаем ряд публикаций, посвященных медицинскому образованию в странах, сотрудничающих с НГМА. Наиболее знакомой в этом плане для нас является Германия.
Взаимоотношение медицинских школ наших стран имеет давнюю историю. Российские ученые-медики всегда проявляли интерес к состоянию медицины в Германии. В немецких медицинских центрах работали известные в России медики — Н.И.Пирогов, И.М.Сеченов, ряд других ученых, среди которых — профессор нашего института Н.П.Синицин. Все они были профессорами вузов и, естественно, все прогрессивное и освоенное ими за рубежом внедрялось в учебный процесс.
Каково же состояние высшего медицинского образования в Германии сегодня? Главная его особенность — оно практически бесплатно (98% вузов имеют статус государственных), в том числе и получение второго высшего образования, как для немецких граждан, так и для иностранцев и даже для лиц, не имеющих гражданства. В шести небольших частных вузах, среди которых один медицинский, обучается всего лишь около 2% студентов.
Каждый государственный вуз выделяет около 5% мест для иностранных студентов. Как считают немцы, общение представителей разных культур очень благоприятно сказывается на развитии национальной науки.
Немецкие университеты — одни из самых старых в мире. Старейшим университетом Германии является Гейдельбергский (основан в 1386 г.); история университетов во Фрейбурге, Тюбингене начиналась в средние века; Берлинский (Гумбольдтовский) университет основан в 1809 г., теперь стал образцом для всей Европы. Все они имеют медицинские факультеты.
За последние 40 лет на волне стремительного развития высшего образования в Германии возникли новые, молодые университеты, преобразованные из технических и других отраслевых вузов. Они не могут конкурировать с классическими университетами по количеству факультетов, но зато выступают как вузы, где разрабатываются новые современные технологии и методы обучения.
Руководящими органами системы образования являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель Германии и конференция ректоров учебных заведений Германии. В каждой из земель действует свой закон об образовании, составленный на основе «рамочного» федерального закона.
В немецких университетах, как и в большинстве европейских и американских вузов, отсутствуют вступительные экзамены. Все студенты централизованно распределяются по вузам в зависимости от места жительства, «наполняемости» факультетов и других формальных критериев.
Определенную помощь абитуриентам в выборе того или иного университета оказывают специальные путеводители по вузам. В этих справочниках дается сравнительная характеристика вузам по нескольким критериям: широта специализации, связи с коллегами за рубежом, научная работа, уровень оборудования лабораторий, учебных аудиторий, комплектование библиотек, обеспеченность компьютерами, наличие специальных служб для студентов и т.д.
Правила поступления в высшие образовательные учреждения едины. Допуском к обучению в вузе является диплом Abitur, который выдается после завершения учебы в общей школе или гимназии. Однако в связи с объединением страны в 1991 г. и проводимой реформой высшего образования в Германии, направленной на унификацию школьных образовательных стандартов, некоторые престижные университеты ввели на медицинских факультетах вступительные экзамены и конкурс.
В Германии существуют национальные ограничения (Numerus Clausus) на ряд престижных факультетов, включая медицинский. Предоставлением мест в вузах по этим специальностям занимается Центральное ведомство по распределению учебных мест в Дортмунде. При получении места на медицинский факультет решающую роль играет высокий средний балл в школьном дипломе.
Зачисление в вузы происходит два раза в год: весной, перед летним семестром, и осенью, перед зимним семестром.
Кто же такие современные немецкие студенты? Молодежь в Германии начинает учиться в вузах в возрасте 21—22 лет, что обусловлено рядом причин: 13-летнее обучение в школе, служба в бундесвере или альтернативная служба, а также приобретение какой-либо профессии и кратковременная работа до начала учебы в вузе. Сроки учебы в среднем составляют 4—5 лет, в медицинских вузах — 6 с небольшим лет. На практике зачастую она длится существенно дольше. Это связано со спецификой обучения в вузе: немецкий студент записывается на экзамен лишь тогда, когда чувствует, что он может его сдать, жестких сроков экзамена нет, студента никто не подгоняет. В случае получения неудовлетворительной оценки его из университета не отчисляют. Студенты в Германии имеют ряд существенных льгот: право на работу, низкую стоимость питания в вузовских столовых, льготы на проезд в общественном транспорте и т.д. Все это приводит к тому, что студентом быть выгодно, поэтому многие учатся по 7—8 лет. Существует максимальный срок обучения в вузе — 10 лет.
Учебный процесс. Учебные заведения Германии сочетают старые университетские традиции с новейшими достижениями науки и техники. В основу высшего образования в этой стране положен принцип «академической свободы», позволяющий любому студенту самостоятельно планировать свое учебное время, определять по выбору изучаемые дисциплины (из перечня необходимых для получения диплома), сроки сдачи экзаменов, возможность совмещения учебы с работой и т.д.
Большое внимание уделяется научным исследованиям студентов. Учебный процесс организован таким образом, что каждый семестр состоит из 14—20 периодов лекционных и практических занятий и нелекционных, когда студент занимается самостоятельной научной работой.
В соответствии с принципом, выдвинутым Вильгельмом фон Гумбольдтом двести лет тому назад, учеба и научная работа в университетах взаимосвязаны. Выбор темы исследования студентом не определяется практической ценностью, действует правило «познание выше выгоды».
На научных семинарах студенты могут открыто выражать свое мнение. Научная студенческая работа зачастую переходит в написание и защиту диссертации.
Наш партнер, медицинский факультет университета г. Эссена, в своей деятельности руководствуется Положением по специальности «медицина», изданным в соответствии с Законом о научных высших учебных заведениях земли Северный Рейн-Вестфалия.
Обучение продолжается 6 лет и 3 месяца и включает в себя обязательные занятия и период сессий. На все виды учебных занятий (лекции, семинарские и практические занятия, практика) в рамках 6-летнего обучения отводится, в соответствии с рекомендациями Европейского Сообщества, примерно 5500 учебных часов. Соблюдение этих рекомендаций является предпосылкой получения в дальнейшем права заниматься врачебной деятельностью в странах —членах ЕС.
Обучение подразделяется на один доклинический и три клинических этапа, включающих в себя изучение теоретических и клинических дисциплин, приобретение навыков оказания первой помощи, двухмесячную практику по уходу за больными и четырехмесячную профессиональную практику.
Начало занятий на доклиническом этапе (1—4-й семестры) возможно только в зимнем (осеннем) семестре. В течение доклинического периода обучения, который длится два года, студент-медик должен приобрести необходимые для своей будущей профессии врача знания в области естественных, основополагающих медицинских и гуманитарных наук, а также навыки оказания скорой медицинской помощи и ухода за больными.
На этом этапе студенты изучают следующие предметы: физику, химию, биологию, медицинскую терминологию, физиологию, биохимию, анатомию, гистологию, медицинскую психологию. Организуется также практика по введению в специальность и введению в клиническую медицину.
Первый клинический этап обучения (5—6-й семестры) включает в себя изучение естественно-научных и клинических дисциплин по общей патологии и методам врачебното и лабораторного обследования больного. В учебном плане этого клинического этапа — изучение общей патологии, микробиологии и иммунологии, биоматематики, клинической химии и гематологии, радиологии, общей фармакологии и токсикологии, патофизиологии, генетики, микробиологии, истории медицины, общего клинического обследования (включающего основные сведения по терапии, хирургии, дерматологии, офтальмологии, отоларингологии, неврологии и педиатрии).
В течение второго клинического этапа (7—10-й семестры) обучение проходит по отдельным естественно-научным и клиническим дисциплинам. У студентов формируются теоретические знания о заболеваниях всех органов и систем, прививаются практические навыки у постели больного, они учатся ставить диагноз и разрабатывать план лечения.
На 2-м этапе изучаются: специальная патология, специальная фармакология, общая медицина, ортопедия, экстренная медицина, акушерство и гинекология, психиатрия, гигиенические и экологические дисциплины, а также проводится практика по тем дисциплинам, которые изучались на предыдущем этапе.
Допуском для прохождения практики является свидетельство о регулярном посещении подготовительных лекций.
Третий клинический этап обучения (практический год) охватывает взаимосвязанное клинико-практическое обучение в течение 48 недель в университетской клинике Эссена или в одной из клинических больниц. Возможна равноценная практика (стажировка) за пределами Германии. В центре обучения стоит применение знаний и умений, полученных в течение предыдущих лет, к отдельному конкретному случаю заболевания. Практическая деятельность обучаемого проходит под руководством, контролем и ответственностью курирующего врача. В обучение входит участие в клинических обсуждениях (конференциях), а также дежурства по скорой помощи. Чтобы гарантировать надлежащее образование, число обучаемых находится в определенном соответствии с числом имеющихся в распоряжении койко-мест. Обучаемый не может привлекаться к деятельности, не связанной с углублением его образования. Данный этап охватывает практическое обучение в течение 48 недель, из которых по 16 недель приходится на внутренние болезни, хирургию и клиническую специальность по выбору. В течение этого года предусматривается определенное время на самостоятельную работу студентов.
Учебный план предписывает для каждого отдельного этапа обучения ряд курсовых, семинарских и практических занятий с выделенным на них определенным количеством учебных часов. Эти занятия подлежат обязательному и регулярному посещению студентами. Регулярная посещаемость фиксируется ведущим преподавателем в соответствии с особенностями конкретного цикла или практики. Получение свидетельства об успешном прохождении какого-либо курса обучаемым зависит от результатов его письменного или устного ответа на предлагаемые преподавателем вопросы, которые касаются содержания пройденного на предыдущих занятиях материала. Требования к зачету объявляются и разъясняются студентам перед началом занятий по конкретному предмету.
Обычные текущие экзамены сдаются как в устной, так и в письменной форме. После доклинического этапа обучения, а также после 1-го и 2-го этапов клинического обучения экзамены проводятся исключительно в письменной форме по единому образцу, установленному в стране. Экзамены находятся в компетенции Земельного экзаменационного ведомства, которое назначает экзаменационную комиссию для организации и проведения экзамена.
Стипендии. Вузы Германии свои студентам стипендию не платят, стипендиальными выплатами занимаются многочисленные негосударственные и даже партийные фонды. Стипендия назначается, как правило, начиная с 3-го курса самым прилежным студентам, имеющим хорошие результаты в учебе и принимающим участие в научных семинарах. Размер стипендии рассчитан таким образом, чтобы ее хватало на жизнь. Имеются фонды, которые оказывают стипендиальную поддержку не только студентам, но и аспирантам.
Врач. Врач в Германии — любой: от начинающего до владельца клиники — фигура уважаемая. Но путь его профессионального становления — довольно длительный и не простой.
Получив диплом, врач самостоятельно начинает искать работу. Первая ступень — Arztim Praktik (AIP) — врач-практикант, в этой должности он должен проработать 18 месяцев. Зарплата здесь очень небольшая, ее хватает лишь на очень скромную жизнь. Если врач хорошо проработал этот срок, он поднимается на следующую ступень — ассистент. Ему платят уже в 2 с лишним раза больше. Но эту должность он также отыскивает самостоятельно, рассылая по всей стране свои резюме.
Отработав 4—5 лет ассистентом, врач может попытаться сдать экзамен на специальность. Этот экзамен принимает независимая комиссия специалистов, он очень сложный, содержит как учебный, так и письменный разделы. Далеко не многим удается сдать его с первого раза. Таким образом немецкому врачу нужно постоянно учиться и совершенствовать свои знания. Сдавший экзамен врач получает лицензию и может стать старшим врачом или открыть частную практику.
В Германии могут работать и выпускники российских и бывших советских медицинских вузов, окончившие интернатуру или клиническую ординатуру. Они рассматриваются как ассистенты, их дальнейший профессиональный рост возможен по вышеописанному пути.
Реформы. Совсем недавно российская система высшего образования и высшая школа Восточной Германии были очень схожи. Но после объединения ФРГ и ГДР дальнейшие пути их развития разошлись. Правительство Германии ежегодно выделяет значительные средства на поддержку именно вузов Восточной Германии и в настоящее время их материально-техническое обеспечение не уступает западным.
Существенные изменения за истекшие 10 лет произошли и в России.
Своеобразие рыночных отношений в экономике, естественно, влияет на развитие систем образования в обеих странах, однако большинство проблем схожи: доступность образования, организация приема, финансовое положение образовательных учреждений, содержание и качество учебного процесса, организация научных исследований и т.д. Вот уже в течение нескольких лет в Германии разрабатывается проект реформы высшей школы. Одновременно принята программа модернизации образования в России.
Совместное обсуждение актуальных вопросов высшей школы позволяет надеяться, что становление российского образования в дальнейшем будет опираться на практику образования в ФРГ, во многом считающуюся на Западе образцовой.