Нижегородский медицинский сайт

Разделы:


Главная

Врачам

Пациентам

Студентам

Мед. учреждения

Мед. анекдоты

Полезные ссылки

Обратная связь












 

© А.В.Суворов, В.B.Горева, М.А.Суворов, 2002 г.
УДК 616.12—009.72
Поступила 22.05.2002 г.

А.В.Суворов, В.B.Горева, М.А.Суворов

Государственная медицинская академия, Нижний Новгород

Изменение липидного профиля, пероксидазных свойств крови и уровня эндотелина-1 у больных стенокардией напряжения при лечении нифедипином GITS и фелодипином

Важным звеном системы гемостаза является сосудистая стенка, морфологические и функциональные свойства которой обеспечивают нормальное состояние циркулирующей крови [1—3]. Гиперхолестеринемия, повышение содержания липопротеидов низкой плотности (ЛПНП), образование свободных радикалов и перекисное окисление липидов (ПОЛ) нарушают функцию эндотелия сосудов [4, 5] и способствуют развитию ишемической болезни сердца (ИБС).

Цель работы — определение взаимосвязей между уровнем эндотелина-1, изменениями липидного обмена и маркерами «окислительного стресса», которые в комплексе могут характеризовать функциональное состояние эндотелия.

Материалы и методы.

В основу исследования положены наблюдения за 107 пациентами, находившимися на стационарном лечении. Первая группа — контрольная — включала 41 больного стенокардией напряжения (38,3%), которые получали базисную терапию нитратами. Среди них было 29,3% женщин и 70,7% мужчин.

Данная группа была необходима для сравнения конечных точек с группой ИБС, получавшей базисную терапию нитратами и лечение пролонгированными блокаторами кальциевых каналов.

Вторая группа — 66 больных, получавших базисную терапию нитратами и лечение пролонгированными блокаторами кальциевых каналов, из них 48,5% женщин и 51,5% мужчин. Средний возраст первой группы составил 52,6±1,9 года, второй — 54,0±4,3 года.

Обследованные пациенты имели II и III функциональные классы (ФК) стенокардии напряжения. Длительность ИБС в первой группе составила 5,6±0,3 года, во второй — 5,2±0,4 года.

Сопутствующая патология в обеих группах была близка по характеру и частоте встречаемости.

Наиболее распространенными заболеваниями в обеих группах явились артериальная гипертензия (36,6% больных в первой и 36,9% — во второй группе), ожирение (соответственно 19,3 и 18,2%), сахарный диабет II типа (9 и 10,6%).

Помимо базисной терапии нитратами больным второй группы проведено 2-мecячнoe лечение пролонгированными блокаторами кальциевых каналов: нифедипином GITS (OCMO-адалат) и фелодипином (плендил). Нифедипин GITS назначался в дозировке 30 мг 1 раз в сутки в 9 ч в течение 2 мec. Фелодипин в дозировке 5 мг в 9 ч 1 раз в сутки, при недостаточном клиническом эффекте доза фелодипина повышалась до 10 мг.

Для изучения влияния блокаторов кальциевых каналов на «окислительный стресс» у 65 пациентов обеих групп (60,7%) исследованы липидограммы и показатели ПОЛ. Полученные данные сравнивались с аналогичными показателями у 20 практически здоровых лиц.

При изучении возможных взаимосвязей проведено сопоставление маркеров «окислительного стресса» и эндотелина-1. Уровень эндотелина-1 исследован у 20 больных ИБС до и после терапии нифедипином GITS. Для уточнения профиля эндотелина-1 в норме проанализированы показатели у 11 практически здоровых некурящих лиц без приступов мигрени в анамнезе. Исследование уровня эндотелина проведено в лаборатории клинической иммунологии Республиканского научно-производственного кардиологического комплекса с использованием набора «Endotelin-1,2 I assay System» ф. Amersham (Англия).

Измерение радиоактивных проб и первичную обработку данных проводили на q-счетчике «Clinigamma». Для верификации диагнозов и контроля за лечением больных обеих групп выполнен комплекс исследований, включающий селективную коронарографию, эхокардиоскопию, велоэргометрию.

Результаты исследования.

Сопоставление показателей липидограмм пациентов, страдающих ИБС, и группы сравнения, представленной практически здоровыми некурящими лицами, показало, что у больных достоверно были повышены общий холестерин, ЛПНП и триглицериды, в отношении липопротеидов высокой плотности (ЛПВП) данные были недостоверны (табл. 1).

Таблица 1
Липидограммы больных ИБС и здоровых
Липидограммы больных ИБС и здоровых

При назначении пролонгированных блокаторов кальциевых каналов — нифедипина GITS и фелодипина — показатели липидограммы оценивались до начала терапии и через 2 мес лечения (табл. 2 ).

Как видно из табл. 2, оба препарата понижали уровень ЛПHП и повышали уровень ЛПВП, но данные статистически недостоверны.

В патогенезе и течении ИБС особая роль отводится так называемому «окислительному стрессу» и процессу ПОЛ. Продукты ПОЛ считаются непосредственными маркерами «окислительного стресса», их накопление является фактором, повреждающим клеточные мембраны. Была проведена оценка действия пролонгированных блокаторов кальциевых каналов на интенсивность ПОЛ у больных ИБС до начала терапии и спустя 2 мес после лечения. Проанализированы данные о влиянии пролонгированных антогонистов кальция на такие показатели ПОЛ, как общие липиды, диеновые и триеновые конъюгаты (табл. 3). Полученные данные подтверждают положительное влияние пролонгированных антагонистов кальция на показатели ПОЛ у больных ИБС. Установлено, что нифедипин GITS более выражено снижал показатели свободнорадикальной активности (интенсивность и светосумму), а фелодипин больше, чем нифедипин GITS, понижал уровень диеновых и триеновых конъюгатов, хотя на показатели общих липидов оба препарата влияли практически одинаково.

Для проведения более точного анализа результатов лечения действие пролонгированных антагонистов кальция оценивалось в зависимости от ФК стенокардии напряжения, однако мы не выявили достоверных различий между показателями свободнорадикальной активности при II и III ФК стенокардии напряжения. Также были проанализированы данные о влиянии пролонгированных антагонистов кальция на такие показатели ПОЛ, как общие липиды, диеновые и триеновые конъюгаты, в зависимости от ФК стенокардии напряжения. При анализе данных, полученных до и после терапии, установлены выявленные ранее закономерности.

В последние годы в патогенезе ИБС особую роль отводят механизмам дисфункции эндотелия, в частности повышению уровня эндотелина-1, способствующего развитию патологического вазоспазма.

Нами было проведено сравнение уровней эндотелина-1 у больных ИБС и у здоровых некурящих добровольцев. Полученные данные подтверждают достоверное повышение уровня эндотелина-1 у больных ИБС (37,6±1,8 мг/мл — у здоровых и 47,7±4,3 мг/мл — у больных ИБС; р < 0,05). В процессе статистической обработки данных установлено, что уровень эндотелина-1 у мужчин и женщин, страдающих ИБС, достоверно различен. У женщин он значительно выше, чем у мужчин (61,3±8,5 и 48,3±6,1 мг/мл соответственно; р< 0,05). Данные различия можно связывать с возрастом обследованных нами пациенток, он соответствовал менопаузальному и постменопаузальному периоду. Изучено влияние нифедипина gits на уровень эндотелина-1. Исследованы показатели до начала терапии нифедипином gits и через 2 мес после терапевтического вмешательства. После лечения показатели эндотелина-1 снизились до практически нормального уровня — с 47,7±4,3 до 25,4±1,7; р< 0,05. Оценивалось также влияние нифедипина gits на уровень эндотелина-1 у больных ИБС в зависимости от ФК стенокардии напряжения (табл. 4). Из табл. 4 видно, что нифедипин gits достоверно снижал уровень эндотелина-1 у пациентов как со ii, так и с iii ФК стенокардии напряжения. При наличии iii ФК стенокардии напряжения уровень эндотелина-1 был несколько выше, чем у больных со ii ФК, но полученные данные не являются статистически достоверными (р>0,05).

Таблица 4
Влияние нифедипина GITS на уровень эндотелина-1 у больных ИБС в зависимости от ФК стенокардии напряжения
Влияние нифедипина GITS на уровень эндотелина-1 у больных ИБС в зависимости от ФК стенокардии напряжения
* p < 0,05 — достоверность разницы показателей эндотелина-1 до и после лечения;
** р > 0,05 — достоверность разницы показателей эндотелина-1 у пациентов II и III ФК стенокардии напряжения.

Проведена оценка влияния нифедипина GITS на уровень эндотелина-1 у больных ИБС в зависимости от пола, так как ранее были выявлены различия в уровнях эндотелина-1 у мужчин и женщин. Установлено, что в процессе лечения нифедипином GITS уровень эндотели­– на-1 достоверно снижался как у мужчин, так и у женщин (табл. 5).

Таблица 5
Изменение эндотелина-1 у больных ИБС в зависимости от пола при терапии нифедипином GITS
Изменение эндотелина-1 у больных ИБС в зависимости от пола при терапии нифедипином GITS

Обсуждение результатов.

Сравнение показателей интенсивности ПОЛ у больных ИБС и здоровых лиц показало, что у больных ИБС достоверно повышены все исследованные нами показатели ПОЛ. Были обнаружены корреляционные зависимости между следующими показателями интенсивности ПОЛ и липидограммы: интенсивностью и триглицеридами (коэф. Кендала=0,1667, коэф. Спирмена=0,45), общими липидами и ЛПНП (r=0,648, коэф. Кендала=–0,25, коэф. Спирмена=–0,6881).

Полученные данные подтвердили положительное влияние пролонгированных антагонистов кальция на показатели ПОЛ у больных ИБС. Установленное в результате исследования достоверное повышение уровня эндотелина-1 у больных ИБС по сравнению со здоровыми лицами подтверждает сведения о роли эндотелина-1 как мощного вазоконстриктора в патогенезе этого заболевания. Выявленные различия уровня эндотелина-1 у женщин, страдающих ИБС, и мужчин можно связать с тем, что обследованные пациентки находились в возрасте, соответствующем менопаузальному и постменопаузальному периоду и, видимо, снижение уровня эстрогенов отрицательно влияет на состояние сосудистой стенки.

Исходя из наших данных, можно констатировать, что пролонгированный блокатор кальциевых каналов нифедипин GITS положительно влияет на функцию эндотелия, достоверно снижая уровень эндотелина-1. После двухмесячного лечения показатели эндотелина снижались до практически нормального уровня.

Заключение.

Таким образом, проведенные исследования больных стенокардией напряжения разного функционального класса позволили выявить прямую корелляцию между уровнем эндотелина-1, общим холестерином, три­глицеридами, ЛПН и показателями ПОЛ. Обратная корелляция установлена с ЛПВП. Данная закономерность сохраняется и после лечения пролонгированными блокаторами кальциевых каналов — нифедипином GITS.

Литература

  1. 3атейникова А.А., Затейников Д.А. Эндотелиальная регуляция сосудистого тонуса: методы исследования и клиническое значение. Кардиология 1998; 9: 68—80.

  2. Затейников Д.А., Минушкина Л.О., Кудряшова О.Ю., Баринов В.Г., Цимбалова Т.Е., Носенко Е.М., Седов Б.А., Сидоренко Б.А. Функциональное состояние эндотелия у больных артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца. Кардиология 2000; 6: 14—17.

  3. Hodgson G.M., Nair R., Sheehan H.M. et al. Endothelial dysfunction in coronary arteries precedes ultrasonic or autographic evidence of atherosclerosis in patients with risk factors. J Am Coll Cardiol 1992; 19: 323A.

  4. Casino P.K., Kilcoyne C.M., Cannon R.O. et al. Impaired endothelium-dependent vascular relaxation in patients with hypercholesterolemia extends beyond the muscarinic receptor. Am J Cardiol 1995; 75: 40—44.

  5. Giannattasio C., Mangoni A.A., Failla M. et al. Impaired radial artery compliance in normotensive subject with familial hypercholesterolemia. Atherosclerosis 1996; 124: 249—260.









Вверх | Назад

Главная | Врачам | Пациентам | Студентам | Мед.учреждения | Мед.анекдоты | Полезные ссылки



Нижегородский медицинский сайт
по вопросам размещения рекламы пишите здесь