© Г.А.Вшивкина, 2002 г.
УДК 616—053.5
Поступила 22.05.2001 г.
Г.А.Вшивкина
Государственная медицинская академия, Нижний Новгород
Синдром вегетативной дисфункции у детей младшего школьного возраста
Для многих детей начало обучения в школе является эмоциональным стрессом [1—4]. Новый вид деятельности, другой коллектив, иной режим дня, требования неукоснительного соблюдения правил поведения на уроке и перемене, высокая сложность и интенсивность школьной программы — факторы, которые каждый по отдельности и особенно все вместе приводят к нарушениям здоровья ребенка дезадаптационного характера — явлениям вегетативной дисрегуляции. Но при этом чаще всего данные расстройства диагностируются не всегда и очень редко проводится их коррекция.
Задачами настоящей работы явилось изучение распространенности синдрома вегетативной дисфункции у детей младшего школьного возраста, клинической характеристики его проявлений с выделением наиболее значимых симптомов, установление причин возникновения и определение динамики вегетативной дисфункции в процессе адаптации ребенка к обучению в школе.
С этой целью обследовано 218 детей младшего школьного возраста (7—9 лет) — учеников 1—3-х классов средней общеобразовательной школы № 2 г. Кстова. Среди них 106 мальчиков и 112 девочек. Дети обучались по стандартным программам, требования учителей к ним были примерно одинаковы.
Для решения поставленных задач использовали общепринятый в настоящее время «Вопросник для выявления признаков вегетативных нарушений» 1. У ребят проводили общеклиническое и клинико-неврологическое обследование, оценивали физическое развитие и успешность познавательной деятельности по академической успеваемости. Дети вместе с родителями, получив необходимые инструкции по заполнению анкеты, подчеркивали соответствующие ответы — «да» или «нет». Общая сумма баллов у здоровых лиц не превышала 15. В случаях превышения этого числа высказывалось мнение о наличии синдрома вегетативной дистонии, окончательный диагноз ставился после клинико-неврологического обследования детей. Семиотика проявлений вегетативной дисфункции была выявлена у 75 школьников, что составило 34,4%.
В 1-м классе вегетативная дисфункция наблюдалась у 26,6% учащихся, а к 3-му классу она увеличилась до 37%. При этом достоверной разницы при анализе частоты встречаемости по половым признакам не получено.
Установлено, что у школьников младшего возраста чаще всего наблюдался слабо выраженный синдром вегетативной дисфункции: по данным вопросника сумма баллов от 16 до 30 зарегистрирована у 53 детей (70,7%). Умеренно выраженный синдром, которому соответствовала сумма баллов в пределах 31—45, встречался в 2,8 раза реже — у 19 (25,3%) школьников. И совсем редко, у 3 детей (4%), отмечены значительно выраженные проявления вегетативной дисфункции — сумма баллов составляла более 45.
В клинической картине вегетативной дисфункции наблюдались нарушения работы желудочно-кишечного тракта (72%), быстрая утомляемость (68%), нарушения сна (65,3%), головная боль (58,6%), изменение окраски лица (52%), ощущение сердцебиения (45,3%), затруднение при дыхании (40%). Несколько реже школьники с вегетативной дисфункцией жаловались на онемение и похолодание конечностей (32%), повышенную потливость (29,37%), обмороки (17,3%). При осмотре часто выявлялся стойкий красный или белый дермографизм, мраморность кожных покровов, неустойчивость артериального давления.
55 детей (25,2%) предъявляли жалобы на постоянную или эпизодически возникающую головную боль. При этом 44 школьника имели ту или иную степень выраженности синдрома вегетативной дисфункции, а у 11 учащихся признаков синдрома не выявлено. Распространенность цефалгий составила 7,7% от 143 учащихся без признаков вегетативной дисфункции. В группе детей с проявлениями вегетативной дисфункции отмечена закономерность учащения цефалгий по мере нарастания выраженности вегетативной дисфункции: чем она выраженнее, тем чаще встречалась головная боль. Так, при слабой выраженности головная боль отмечена у 49%, при умеренно выраженной — у 79%, при сильно выраженной — у всех 100% детей (p<0,05).
Учащиеся характеризовали головную боль как тупую, диффузную (54,5%), сжимающую (18%), пульсирующую (20%), редко (7,5%) затруднялись дать характеристику цефалгии. Согласно критериям Международной классификации головной боли (1988), головная боль напряжения выявлена у 27 школьников, что составило 12,4% от числа всех обследованных или 49,1% от числа учащихся с цефалгиями; мигрень наблюдалась у 11 детей, что составило 5% от числа всех обследованных или 20% от всех учащихся, страдающих цефалгиями.
Цефалгии обычно сочетались со снижением работоспособности, быстрой утомляемостью, нарушением сна. При анализе частоты головной боли в зависимости от пола установлено, что у мальчиков (30,3%) она встречалась чаще, чем у девочек (20,3%) (p<0,05).
Таким образом, у школьников младших классов синдром вегетативной дисфункции имеет высокую распространенность. В процессе обучения частота его проявления увеличивается: к 3-му классу она повышается в 1,4 раза. В числе наиболее часто проявляющихся симптомов, наблюдаемых более чем в половине случаев, были нарушения функции желудочно-кишечного тракта, быстрая утомляемость, цефалгии и инсомния. Среди клинических проявлений вегетативной дисфункции особое место по частоте и выраженности занимает головная боль напряжения и мигрень. Пристального внимания заслуживает сочетание цефалгий со снижением работоспособности и инсомнией, что существенно влияет на качество усвоения учебного материала, успеваемость и межличностные отношения школьников. Синдром вегетативной дисфункции, занимающий важное место в клинике детской неврологии, обусловливает необходимость разработки и проведения комплексных реабилитационных мероприятий.
Литература
Заболевания вегетативной нервной системы. Под ред. А.М.Вейна. М: Медицина; 1991; 624 с.
Вейн А.М., Колосова О.А., Яковлев Н.А., Каримов Т.К. Головная боль. М; 1994: 286 с.
Роговина Е.Г. Особенности мигрени в детском и подростковом возрасте. Неврологический журнал 1999; 4: 27—31.
Kandt R.S., Levine R.M. Headache and Mness in children. J Child neurol 1987; 2: 22—27.