Нижегородский медицинский сайт

Разделы:


Главная

Врачам

Пациентам

Студентам

Мед. учреждения

Мед. анекдоты

Полезные ссылки

Обратная связь












 

© Е.А. Чижова, 2003 г.
УДК 930:610
Поступила 17.10.2002 г.

Е.А.Чижова

Государственная медицинская академия, Нижний Новгород

Нифонт Иванович Долгополов

В памяти нижегородцев никогда не сотрется образ человека, вся жизнь которого с юных лет и до смерти была преисполнена борьбы с несправедливостью и неправдой, подчинена девизу «Спеши делать добро!». Этот человек — Нифонт Иванович Долгополов (1857—1922) — прогрессивный врач, хирург и общественный деятель.

С его именем связана история бывшей Бабушкинской больницы, где Нифонт Иванович работал старшим врачом и хирургом с 1897 по 1905 гг.

Н.И. Долгополов родился в 1857 г. в городе Бирюче Воронежской губернии, в семье канцелярского служащего.

После окончания Воронежской семинарии он поступил на медицинский факультет Харьковского университета. Это был период, когда передовые слои студенчества, находившиеся под влиянием идей Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова, все чаще стали выступать против крепостного строя и бесправия широких народных масс. В университете создаются различного рода кружки, в которых обсуждаются философские и политические проблемы. В 1878 г. вспыхнули студенческие «беспорядки». За участие в них студент Н.И. Долгополов был исключен из университета и арестован. В ноябре 1879 г. последовало распоряжение Харьков­ского генерал-губернатора о высылке его в Западную Сибирь под надзор полиции. Начались скитания Н.И. Долтополова по тюрьмам, этапам, ссылкам, скитания, за которые друзья прозвали его «Нифонтом многострадальным».

9 сентября 1886 г. кончился срок ссылки и гласного надзора и Нифонт Иванович получил возможность покинуть Сибирь и переселиться в европейскую часть России.

В 1887 г. Н.И. Долгополов закончил медицинский факультет Харьковского университета, получив диплом лекаря «с отличием», но права служить на государственной службе первые годы после ссылки Нифонт Иванович не имел и потому не мог принять предлагавшееся ему место ассистента по хирургии на медицинском факультете Харьковского университета.

Н.И. Долгополову пришлось заниматься частной практикой. Его пациентами были рабочие заводов Екатеринославской и Харьковской губерний.

В 1896 г. Н.И. Долгополов недолго проживает в Туле, где знакомится с домашним врачом Л.Н. Толстого М.М. Холевинской. Вместе с женой Н.И. Долгополов посещает Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. В том же году Нифонт Иванович получает право на повсеместное жительство и переезжает в Москву, где служит в должности железнодорожного врача на Курском вокзале.

В 1897 г. Н.И. Долгополов был приглашен на работу в Нижний Новгород, где он становится старшим врачом и хирургом Бабушкинской больницы, которая была основана в 1886 г., когда купец Д.Н. Бабушкин пожертвовал городу свой каменный дом и капитал для открытия и содержания больницы в Канавине. Дом приспособили под больницу, разместив в нем также амбулаторию и квартиру для врача.

Бабушкинская больница обслуживала большой перенаселенный рабочий район.

Доктор Н.И. Долгополов делал сложные хирургические операции, вел амбулаторный прием и посещал заболевших на дому. Не было случая, чтобы он отказался ночью или днем ехать или идти к больному, если его просят.

Нифонт Иванович с людьми был всегда приветлив, чуток, прост и равен, не взирая на их общественное и социальное положение. Люди доверчиво открывали ему свою душу, не стесняясь, просили о помощи. Поэтому известность Н.И.Дол­гополова как врача была очень большая, во всех слоях общества: и среди миллионеров, и среди бедняков — вплоть до босяков.

Авторитет и уважение «в верхах» создавались его славой первоклассного врача, смелого и чуткого к больному, не отступающего перед трудностями и опасностями, чьи знания и интуиция помогали благополучно выводить пациента из опасных положений, перед которыми отступали другие врачи.

Популярность и любовь «в низах» были завоеваны не только славой талантливого врача, но и репутацией врача-бессеребренника.

Когда Нифонту Ивановичу приходилось посещать тяжелых больных на дому, поскольку они не могли лечь в больницу из-за высокой платы, установленной городским самоуправлением, он не только не брал денег за визит, но сам давал на лекарства и на улучшение питания.

Характерен случай с крестьянским мальчиком Федей, у которого врачи сочли необходимым ампутировать ногу. Когда Федю показали Нифонту Ивановичу, он отверг такое решение и, сделав успешную операцию, сохранил ему ногу. После выздоровления Нифонт Иванович оставил мальчика жить при больнице на полном пансионе и отдал его в школу учиться.

Помимо лечебной работы Нифонт Иванович Долгополов принимал активное участие в обсуждении вопросов организации медицинского дела на заседаниях городской санитарной комиссии, ратовал за улучшение санитарного состояния Канавина, настаивал на привлечении к ответственности содержателей ночлежных домов и т.д. На заседании городской санитарной комиссии 25 июля 1905 г. Н.И. Долгополов предлагал открыть в Канавине городской ночлежный дом, в котором бедняки могли бы получить место за более низкую оплату сравнительно с частными ночлежными домами.

Доктор Н.И. Долгополов участвовал в работе IV съезда земских врачей Нижегородской губернии, выступив с докладом о связи городской и губернской земской врачебно-санитарной организации.

На VIII Пироговском съезде Н.И. Долгополов выступал в защиту книги В.В. Вересаева «Записки врача», а также сделал сообщение о состоянии фабричной медицины и ратовал за улучшение профессиональных условий труда фабричных рабочих.

Н.И. Долгополов был членом Нижегородского отделения Российского общества охранения народного здравия, принимал активное участие в его работе и ратовал на заседаниях общества за широкое проведение среди населения санитарного просвещения — бесед и чтений на естественные и медицинские темы.

Позже такие чтения обществом были организованы, причем нередко лекторов приглашали из Москвы. Особенно много бесед устраивалось для детской аудитории.

Все близкие, знавшие Нифонта Ивановича в нижегородский период, отмечают некоторые характерные черты его отношения к окружающим и окружающих к нему. Так, например, доктор Н.И. Долгополов никогда не ездил по железной дороге в I или II классе, хотя имел материальную (а иногда и служебную) возможность, но всегда в III классе (жесткий вагон), объясняя свой выбор тем, что в последнем попутчики — интереснее.

Н.И. Долгополов не был религиозен, но чтил народные обычаи: в рождественский сочельник у него в столовой в углу ставился стол, на который клали сено с жареной пшеницей (кутья) и взвар (компот), тут же стоял кувшин с сытой (мед, растворенный в воде). Члены семьи Долгополова садились за постный ужин, после которого ели вареную пшеницу, взвар и запивали медовой сытой, — свято соблюдался украинский народный обычай. На Пасхе у Нифонта Ивановича на столе стояли пасхальные угощения, украшенные живыми цветами. Прислуга в этот день сидела за столом, а дети доктора прислуживали. За пасхальным столом шло христосование со всеми служащими Бабушкинской больницы — от врачей до прачки (всего 60 человек). Это был как бы обряд братания всех независимо от общественного положения.

Нифонт Иванович был гостеприимным хозяином, любил собирать у себя общество, угостить, накормить. Но спиртных напитков не держал и среди посуды в его доме никогда не было рюмок. В торжественных случаях, когда надо было пить за чье-либо здоровье, на стол ставился лимонад или мед (не хмельной).

На квартире Н.И. Долгополова регулярно собиралась передовая интеллигенция города: А.М. Горький, В.Г. Короленко, С.Г. Скиталец, С.И. Мицкевич, В.Н. Золотницкий, Н.А. Семашко, М.В. Владимирский. Проездом бывал и А.П. Че­хов.

А.М.Горький на приеме у Н.И.Долгополова
А.М.Горький на приеме у Н.И.Долгополова

Ежегодно, в день смерти Т.Г. Шевченко Н.И. Долгополов у себя на квартире устраивал «Шевченковские вечера». В этот день в одной из комнат вывешивался портрет поэта, украшенный цветами и колосьями ржи. Приходило много людей, среди которых неизменным участником был А.М. Горький. Собравшиеся декламировали стихи Т.Г. Шевченко, пели украинские песни.

Нифонт Иванович любил и чувствовал природу, организовывал прогулки и поездки на лодках с провизией, с самоварами и с кострами.

Доктор Н.И. Долгополов любил детей, был заводилой в их играх, участником споров и главным судьей. Нифонт Иванович делал часто подарки не только своим, но и чужим детям, устраивал для них рождественские елки.

В Бабушкинской больнице, которой заведовал доктор Н.И. Долгополов, был хороший, крепко спаянный коллектив. И в этом, бесспорно, была заслуга Нифонта Ивановича. По воспоминаниям фельдшерицы А.М. Кекишевой, «…персонал не чувствовал, что это главный врач, начальство, а считал его своим близким другом».

Когда Нифонт Иванович выезжал в театр, на концерт, в гости или по делу, то всегда от 8 до 9 часов вечера звонил по телефону в больницу и узнавал о состоянии и самочувствии у каждого тяжелого больного. А возвращаясь домой около 12 часов ночи, он заезжал в больницу и заходил в соответствующие палаты.

В 1904—1905 гг. Н.И. Долгополов организовал санитарный отряд, который входил в боевую дружину. Отряд этот состоял главным образом из женщин, которые в больнице приобретали навыки по уходу за ранеными и больными. Во время баррикадных боев в Канавине раненые направлялись в Бабушкинскую больницу.

В период подготовки и проведения революции 1905—1907 гг. Н.И. Долгополов принимал активное участие в сходках, митингах, собраниях и пр. 23 декабря 1905 года доктор Н.И. Долгополов был арестован и заключен в Нижегородский острог, а в марте 1906 г. он был административно выслан из Нижнего Новгорода на четыре года в Астрахань.

Последние годы жизни Нифонт Иванович провел в Астрахани, занимаясь частой практикой. Интересно заметить, что в Астрахани Нифонт Иванович снова встретился с Л.Н. Толстым, а узнав о смерти писателя, послал телеграмму его семье.

Перу Н.И. Долгополова принадлежит брошюра «Памяти Льва Николаевича Толстого. Толстой как учитель жизни и педагог» (1910).Весь сбор от этой брошюры поступил в фонд имени Л.Н. Толстого для выкупа Ясной Поляны в национальную собственность.

До конца жизни доктор Н.И. Долгонолов занимался общественной деятельностью.

Работая по ликвидации эпидемии сыпного тифа, Н.И. Долгополов заразился. Болезнь приняла тяжелую форму, положение сделалось безнадежным.

Н.И. Долгополов умер 16 января 1922 г. в возрасте 65 лет. Тело Нифонта Ивановича было перевезено родными в Москву, где его похоронили на Ново-Девичьем кладбище.

Нифонт Иванович Долгополов прожил не долгую, но яркую жизнь. Честный, не умевший идти на компромиссы и кривить душой, он болезненно остро чувствовал всякую неправду и несправедливость, боролся с ними, не щадя себя, всю свою жизнь.

Человек тонкой души, отзывался на все доброе. К нему по праву можно отнести слова голландского врача-мыслителя эпохи Возрождения Николая Тульпа, предложившего в качестве эмблемы для врача свечу — «Светя другим, сгораю сам».

В истории краевой медицины и здравоохранения этот человек оставил заметный след. Имя доктора Н.И. Долгополова присвоено одной из улиц Нижнего Новгорода.









Вверх | Назад

Главная | Врачам | Пациентам | Студентам | Мед.учреждения | Мед.анекдоты | Полезные ссылки



Нижегородский медицинский сайт
по вопросам размещения рекламы пишите здесь