© Е.Р. Ким, 2003 г.
УДК 616.832—004.2(471.341)
Поступила 20.06.2003 г.
Е.Р. Ким
Государственная медицинская академия, Нижний Новгород
Особенности течения рассеянного склероза в Нижегородской популяции
За последние 20 лет во всем мире зарегистрировано увеличение заболеваемости рассеянным склерозом с расширением его возрастных, этнических и географических границ [1]. По данным Всемирной организации здравоохранения, на 1997 г. в мире зарегистрировано 2,5 млн. больных рассеянным склерозом (0,043% населения), число новых случаев — 105 тыс. в год, число случаев длительной инвалидизации — 750 тыс.В настоящее время принято выделять три зоны, различающиеся по показателю распространенности заболевания: зона высокого риска — более 50 случаев на 100 тыс. населения, зона среднего риска — от 10 до 50 случаев, низкого риска — менее 10 случаев на 100 тыс. населения [2]. Разработаны и внедрены новые дорогостоящие методы патогенетического симптоматического лечения, позволяющие в определенной степени замедлить прогрессирование патологического процесса и компенсировать необратимые изменения. Все это повысило значимость эпидемиологических исследований, результаты которых имеют не только научно-практическую ценность, открывая новые направления исследований этиологии и патогенеза рассеянного склероза, но одновременно являются основой планирования медико-социальной помощи больным.
Кафедрой неврологии и нейрохирургии Российского государственного медицинского университета совместно с Российским научно-методическим центром рассеянного склероза Минздрава РФ начата работа по анализу современных тенденций в распространении рассеянного склероза в Российской Федерации. Для этого были инициированы и поддержаны эпидемиологические исследования в разных регионах нашей страны с использованием унифицированных методологических подходов [3].
Цель работы — исследовать эпидемиологические характеристики, внешние факторы, обусловливающие риск развития рассеянного склероза в Нижегородской области.
Материалы и методы. В работе использовались методы описательной и аналитической эпидемиологии. Показатели распространенности заболеваемости и смертности больных рассеянным склерозом получены при изучении популяции Сормовского и Московского районов города Нижнего Новгорода. Период наблюдения составил 3 года — 2000—2002 гг. Использованы все доступные источники информации о больных рассеянным склерозом, включая медицинскую документацию стационаров, поликлиник, медсанчастей, бюро медико-социальной экспертизы.
Распространенность рассчитывалась как количество больных с достоверным диагнозом рассеянного склероза по критериям Позера [4], проживающих на данной территории, на 100 тыс. населения (в нашем случае на 31.12.2002 г. — 119 человек). Заболеваемость — число новых случаев рассеянного склероза, смертность — число случаев смерти больных с данным диагнозом на 100 тыс. населения в год. Данные о численности населения были предоставлены Областным комитетом государственной статистики.
В качестве современного метода аналитической эпидемиологии использовался метод «случай—контроль», предложенный Международной рабочей группой по изучению этиологии рассеянного склероза. На основе унифицированного вопросника [5] проводилось детальное исследование влияния внешних факторов различного характера на риск развития рассеянного склероза. Анализировались результаты анкетирования 100 больных с достоверным рассеянным склерозом, наблюдавшихся в клинике нервных болезней Нижегородской областной клинической больницы им. Н.А.Семашко в 2000—2002 гг., и 100 лиц группы контроля. Для исключения влияния известных факторов риска рассеянного склероза контроль подбирался парным методом (конкордантность по полу, возрасту ± 5 лет, национальности и месту проживания до 15 лет). Анкета состояла из 64 вопросов, объединенных в 3 раздела: 1) демографические данные (возраст, место рождения, место жительства, национальность анкетируемого, его родителей, семейное положение, образование, профессия); 2) вопросы, касающиеся типов, возрастного интервала, продолжительности воздействия экзогенных факторов (работа с вредными факторами, проживание в промышленных районах, инфекционные заболевания, семейный анамнез, операции, травмы, вакцинации, контакты с животными, вредные привычки, наличие стрессовых ситуаций, особенности питания); 3) клиническая база данных, которая заполнялась врачом вместе с больными рассеянным склерозом (вопросы по особенностям начала и течения заболевания, описание неврологического статуса по функциональной шкале FS и степени инвалидизации DSS [6]).
Анализ значимости факторов риска рассеянного склероза осуществлялся по уровню р, который рассчитывался при построении четырехпольной таблицы по значению x2 с коррекцией по Yates [7]. Разность считалась достоверной при p <0,05. Клинические показатели представлялись как М±s.
Результаты и обсуждение. На контрольный день 31.12.2002 г. распространенность рассеянного склероза в популяции двух районов Нижнего Новгорода с населением 314 тыс. человек составила 37,9 на 100 тыс. населения, что позволяет отнести ее к зоне среднего риска по заболеванию. Характеристика группы больных приведена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика группы больных рассеянным склерозом |
|
За период наблюдения в изучаемой популяции было выявлено 123 больных рассеянным склерозом, четверо из них умерли (2 — в 2001 г. и 2 — в 2002 г.), таким образом показатель смертности составил 0,64 на 100 тыс. населения в год. Достаточный объем информации о больных позволил проанализировать заболеваемость рассеянным склерозом в изучаемой популяции с 1990 по 2000 гг.
На рис. 1 показана цикличность течения рассеянного склероза с ростом и спадом заболеваемости с интервалом 4—6 лет. Самый низкий показатель заболеваемости зарегистрирован в 1991 г. (0,6) с последующим ростом и пиком в 1996 г. (3,1), постепенным снижением к 1999 г. (0,9) и вновь с тенденцией нарастания в 2000 г. (2,2). Подобные данные были получены и в работе А.Н. Бухникашвили [8] при анализе заболеваемости рассеянным склерозом в Томской области. Вероятно, необходимо более длительное популяционное наблюдение для выяснения природы этого явления.
|
Рис. 1. Заболеваемость рассеянным склерозом на 100000 населения за период 1990—2000 гг. |
Во второй аналитической части исследования изучалось влияние различных внешних воздействий на риск развития рассеянного склероза методом «случай—контроль». Демографические и социальные характеристики 100 больных рассеянным склерозом и 100 респондентов контрольной группы показаны в табл. 2.
Таблица 2
Демографические и социальные характеристики 100 больных рассеянным склерозом и 100 респондентов контрольной группы |
|
Уровень инвалидизации в обеих группах (рис. 2) наглядно демонстрирует социальную проблему рассеянного склероза.
|
Рис. 2. степень инвалидизации в группе больных рассеянным склерозом и группе контроля |
В группе больных давность заболевания в среднем составила 9,11±7,6 года, тяжесть по шкале инвалидизации — 3,27±1,6 балла, сумма неврологического дефицита — 9,33±3,2 балла. У всех больных выявлена цереброспинальная форма заболевания. Преобладали пациенты с ремиттирующим типом течения (92%), из них 31,5% находились на стадии вторичного прогрессирования, у 8% наблюдалось первично прогрессирующее течение. В качестве контрольной группы выступали два контингента: госпитальный — 76% (больные с другими заболеваниями нервной системы) и здоровые добровольцы — 24% (из числа работников клиники).
Установлена статистически значимая зависимость (р=0,0212) между заболеваемостью рассеянным склерозом и фактом рождения в многодетной семье (3 и более детей): 49 случаев (в среднем 2,75±1,6 детей) в семьях больных и 32 случая (2,57±1,7 детей) в группе контроля. Средний порядковый номер среди сибсов также был несколько выше в группе больных (2,15 и 2,0). Изучение семейного анамнеза не выявило значимых различий в частоте заболеваний (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, желудочно-кишечного тракта, болезней обмена, аллергических реакций) членов семей больных и у контрольной группы. При сравнении частоты перенесенных детских вирусных инфекций больные рассеянным склерозом достоверно чаще указывали на наличие ветрянки когда-либо и до 7-летнего возраста в 58 и 47 случаях, в группе контроля эти показатели составили 38 (р=0,0072) и 32 (р=0,0429) соответственно, факта пищевой аллергии — у 29 больных и у 15 — в контрольной группе (р=0,02), наличия тяжелого кариеса зубов — у 37 больных и у 19 в контроле (р=0,0074), влияния стрессового фактора старше 15-летнего возраста у 89 больных и у 69 в контроле (р=0,001). В диете больных рассеянным склерозом преобладало использование животных жиров до 15 лет — у 64 респондентов и у 43 в группе контроля (р=0,0046). Экологические характеристики места проживания и частота контакта с вредными веществами и материалами у больных рассеянным склерозом и представителей контрольной группы заметно не отличались, за исключением контакта с красками и органическими растворителями — 22 и 8 (р=0,01).
Заключение. Комплексное клинико-эпидемиологическое исследование парным методом «случай—контроль» показало, что риск развития рассеянного склероза повышается не под влиянием какого-либо одного экзогенного воздействия, а связан с рядом внешних факторов. Рассеянный склероз рассматривается как нейроиммунологическое заболевание с наличием генетической предрасположенности [1, 9]. Несомненна роль инфекционного фактора (в нашем наблюдении вируса — герпеса, тяжелого кариеса зубов — хронического очага инфекции), токсического влияния (контакта с красками, органическими растворителями), участие социальных (рождение в многодетных семьях, психоэмоциональные стрессы) и диетических факторов (преобладание в питании животных жиров, наличие факта пищевой аллергии) в развитии нарушений иммунорегуляции. Распространенность рассеянного склероза в Нижегородской популяции находится в зоне среднего риска по развитию заболевания. Выявлена цикличность течения рассеянного склероза с ростом и спадом заболеваемости. Высокий уровень стойкой инвалидизации лиц трудоспособного возраста диктует необходимость совершенствования системы реабилитации больных рассеянным склерозом.
В целом результаты описательного и аналитического эпидемиологического исследования в Нижегородском регионе соотносятся с последними данными других авторов [10—14]. Объединенные усилия российских неврологов помогут сформировать представление о современном течении рассеянного склероза в нашей стране и таким образом расширить знания об этиологии этого заболевания и разработать более эффективные способы предотвращения обострений и тактику ведения больных.
Литература
- Гусев Е.И., Демина Т.Л., Бойко А.Н. Рассеянный склероз. М: Нефть и газ; 1997; 463 с.
- Lauer K. Multiple sclerosis in the Old World: the new old map. In: Firnhaber W., Lauer K. (eds). Multiple sclerosis in Europe: an epidemiological update. Darmstadt: Leuchtturm-Verlag/ LTV Press; 1994; p. 14—27
- Гусев Е.И., Завалишин И.А., Бойко А.Н. и др. Эпидемиологические характеристики рассеянного склероза в России. Журнал неврологии и психиатрии. Рассеянный склероз. Специальный выпуск. 2002; 3—6.
- Poser C.M., Paty D.W., Scheinberg L. et al. New diagnostic criteria for multiple sclerosis: guidellines for research protocols. Ann Neurology 1983; 13: 227—231.
- Boiko A. The epidemiologic study of exogenous factors in the ethiology of multiple sclerosis. T.Riise, C.Wolfson (eds). Neurology 1997; 49(2) :75—80.
- Kurtzke J.F. Rating neurological impairment in multiple sclerosis: an expanded disability status scale (EDSS). Neurology 1983; 33: 1444—1452.
- Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М: МедиаСфера; 2002.
- Бухникашвили Н.А. Клинико-эпидемиологический анализ рассеянного склероза в Томской области за 15 лет. Дис. … канд. мед. наук. Новосибирск; 1997.
- Рассеянный склероз. Избранные вопросы теории и практики. Под ред. И.А.Завалишина, В.И. Головкина. М; 2000; 639 с.
- Гусев Е.И., Бойко А.Н., Смирнова Н.Ф. и др. Факторы риска развития рассеянного склероза в московской популяции. Журнал неврологии и психиатрии 1999; 5: 32—40.
- Смирнова Н.Ф. Клинико-эпидемиологическое изучение роли внешних воздействий при рассеянном склерозе. Дис. … канд. мед. наук. М; 1998.
- Шперлинг Л.П., Малкова Н.А., Иерусалимский А.П. и др. Некоторые факторы риска развития рассеянного склероза. В кн.: Рассеянный склероз: лечение и оздоровление. СПб: Лики России; 2000; с.52—53.
- Назаренко Н.В. Распространенность и клиническая характеристика рассеянного склероза в Алтайском крае. Дис. … канд. мед. наук. Новосибирск; 1997.
- Молчанова Е.Е. Факторы риска и течение рассеянного склероза на модели городской популяции Амурской области. Дис. … канд. мед. наук. Владивосток; 2002.