Нижегородский медицинский сайт

Разделы:


Главная

Врачам

Пациентам

Студентам

Мед. учреждения

Мед. анекдоты

Полезные ссылки

Обратная связь












 

© А.А. Воропаев, А.Д. Мочалов, Е.А. Жиляев,
Е.В. Жирнова, 2004 г.
УДК 616.831:615.84
Поступила 6.05.2002 г.

А.А. Воропаев, А.Д. Мочалов, Е.А. Жиляев, Е.В. Жирнова

Государственная медицинская академия, Нижний Новгород

Транскраниальная электростимуляция в лечении пациентов с хронической цереброваскулярной энцефалопатией

Транскраниальная электростимуляция (ТКЭС) представляет собой электрическое воздействие на головной мозг через покровы черепа путем стимуляции серотонинергических, нор­адренергических и эндорфинных структур головного мозга. В последние годы она находит широкое применение в медицине в связи с выраженным антистрессорным, обезболивающим действием [1—4]. К преимуществам метода при лечении пациентов с дисциркуляторной энцефалопатией (ДЭ) относятся невозможность передозировки ввиду настройки аппарата только на определенные (безопасные) режимы и не допускающей никаких отклонений, легкая управляемость аппаратом, полная совместимость с физиотерапевтическими и медикаментозными методами, а также отсутствие аллергических осложнений и многочисленных побочных эффектов, связанных с приемом медикаментов. В основе саногенеза хронической цереброваскулярной недостаточности лежит оптимизация нейро– и гемодинамики, метаболизма и систем ауторегуляции мозгового кровотока [1, 4, 5]. Но до конца возможности применения метода ТКЭС в лечении сосудистой патологии нервной системы еще не изучены [1, 6]. Цель исследования — изучение эффективности ТКЭС в лечении пациентов с ДЭ.

Материалы и методы. Проведено наблюдение над 68 больными с диагнозом ДЭ II стадии, средний возраст — 54,6 года, среди них 35 мужчин и 33 женщины. При отборе пациентов с ДЭ на лечение с использованием ТКЭС учитывались противопоказания к электростимуляции головного мозга, а именно: судорожные состояния, эпилепсия, острые травмы и опухоли головного мозга, психические заболевания, тиреотоксикоз, наличие электрокардиостимулятора [1].

ТКЭС проводилась при помощи аппарата «Стимул-3», генерирующего прямоугольные импульсные токи частотой 10, 77 и 500 Гц на фоне гальванической составляющей в соотношении 1:3, с фронтомастоидальным расположением электродов, курсом из 7 ежедневных процедур. Применялось новое электродное устройство в виде шлема.

Всем больным проводились исследование интенсивности головной боли по визуальной аналоговой шкале, клинико-неврологическое, нейрофизиологическое обследования. Состояние церебрального кровотока исследовалось посредством транскраниальной ультразвуковой доплерографии (ТКУЗДГ) с помощью аппаратов «Премьер» и «Ангиодин» ф. БИОСС (Россия) датчиками на 2 и 4 МГц. Состояние нейродинамики оценивалось с помощью ЭЭГ-исследования на компьютерном комплексе «Энцефалан-131-01», версия 4.1М, с топографическим картированием и спектральным анализом биоэлектрической активности мозга по основным ритмам по фоновой записи. Определялась также общая спектральная мощность ЭЭГ и тип ее по Е.А. Жирмунской.

Контрольную группу составили 40 пациентов с ДЭ II стадии, которым ТКЭС в процессе лечения не применялась. Всем больным проводилась плановая терапия в условиях нейрососудистого отделения.

Статистическая обработка полученных данных выполнялась с использованием критерия хи-квадрат, критерия Фишера, коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Различия считались достоверными при р< 0,05.

Результаты и обсуждение. У пациентов с ДЭ II стадии отмечались преимущественно сосудистые головные боли (74%) в сочетании с затруднением венозного оттока, снижением скорости мозгового кровотока по всем бассейнам. У многих больных имелись вертеброгенные влияния на мозговой кровоток, однако цефалгический синдром, обусловленный вертеброгенными и миофасциальными болями, присутствовал у 12% пациентов. Эпизодические и хронические головные боли мышечного напряжения отмечались в 21% случаев.

Результаты самооценки пациентами головной боли в процессе ТКЭС по визуальной аналоговой шкале показали регресс цефалгического синдрома в основной группе с 4,6±0,4 до 2,9±0,3 балла, тогда как в контрольной – с 4,7±0,41 до 4,1±0,32 балла (р<0,05).

По данным теста Спилбергера—Ханина применение ТКЭС у пациентов с хронической цереброваскулярной недостаточностью сопровождалось достоверным понижением реактивной и личностной тревожности (табл. 1).

Таблица 1
Динамика реактивной и личностной тревожности у больных ДЭ II стадии
по данным теста Спилбергера—Ханина
Динамика реактивной и личностной тревожности у больных ДЭ II стадии по данным теста Спилбергера—Ханина
* p<0,05, ** p<0,01.

Клинико-неврологическое обследование пациентов с ДЭ в процессе ТКЭС показало сохранение рассеянной микроочаговой симптоматики в виде изменений черепно-мозговых нервов, анизорефлексии, рефлексов орального автоматизма и патологических, координаторных нарушений.

При инструментальном исследовании больных основной и контрольной групп после проведенного лечения выявлены нарастание общей мощности ЭЭГ, увеличение удельной мощности и асимметрии a-ритма, некоторая редукция медленноволновой активности (см. рисунок).

Динамика мощности ЭЭГ в основной и контрольной группах в процессе лечения
Динамика мощности ЭЭГ в основной и контрольной группах в процессе лечения

Преобладающими типами ЭЭГ в основной группе после ТКЭС являлись гиперсинхронный (43%) и десинхронный (37%), в то время как в контрольной группе сохранилось преобладание десинхронного (48%) и дезорганизованного (29%), р<005.

Цереброваскулярная реактивность определялась путем проведения тридцатисекундных проб с задержкой дыхания и гипервентиляцией и вычислялась как отношение разности линейной скорости кровотока при задержке дыхания и при гипервентиляции к этому показателю в покое. Показатель цереброваскулярной реактивности позволяет судить о выраженности адаптационных реакций и степени компенсаторных возможностей головного мозга.

После курса ТКЭС по данным ТКУЗДГ в основной группе наблюдались снижение гиперконстрикторной направленности сосудистых реакций при проведении тест-нагрузок (проба со спонтанной гипервентиляцией, произвольной задержкой дыхания), уменьшение лабильности кровотока при ортостатической и антиортостатической пробах (табл.2—4).

Таблица 2
Динамика цереброваскулярной реактивности у пациентов с ДЭ II стадии, %
Динамика цереброваскулярной реактивности у пациентов с ДЭ II стадии, %
* р<005.

Таблица 3
Динамика средней линейной скорости кровотока в средних мозговых артериях
на фоне ортостатической пробы, см/с
Динамика средней линейной скорости кровотока в средних мозговых артериях на фоне ортостатической пробы, см/с
* р<005. S — левая артерия, D — правая.

Таблица 4
Динамика средней линейной скорости кровотока в средних мозговых артериях
на фоне антиортостатической пробы, см/с
Динамика средней линейной скорости кровотока в средних мозговых артериях на фоне антиортостатической пробы, см/с
* р<005. S — левая артерия, D — правая.

При ТКУЗДГ-исследовании состояния венозной системы головного мозга в процессе ТКЭС в основной группе определялось достоверное уменьшение скорости венозного оттока по системе глубоких вен головного мозга, уменьшение асимметрии кровотока по глазничным венам.

В контрольной группе ТКУЗДГ сосудов головы и шеи не показало столь значимых и стабильных изменений гемодинамики.

Таким образом, проведенное обследование показало высокую эффективность применения ТКЭС в лечении пациентов с ДЭ. Существенным было влияние ТКЭС на динамику цефалгического синдрома. В результате ее проведения отмечался более значимый регресс цефалгического синдрома в основной группе по сравнению с контрольной.

ТКЭС оказывала положительное воздействие на психоэмоциональное состояние больных. По данным теста Спилбергера—Ханина применение ТКЭС у пациентов с хронической цереброваскулярной недостаточностью сопровождалось более значительным понижением как реактивной, так и личностной тревожности по сравнению с контрольной группой.

Имеющаяся тенденция к регрессу микроочаговой симптоматики в динамике данных неврологического статуса в основной группе по сравнению с контрольной на данном этапе исследований не достоверна.

Паттерн изменений ЭЭГ при ТКЭС включал в себя нарастание общей мощности ЭЭГ, происходящее в основном за счет увеличения спектральной мощности a-ритма, однако оно не выходило за пределы нормы (50—130 мкВ2/Гц). Нарастание асимметрии a-активности в контексте клинического улучшения у пациентов основной группы расценено как переход «очагов редукции» в «очаги активации» при уменьшении выраженности локальных ишемических процессов в головном мозге. В целом динамика общей мощности ЭЭГ, преобладающего типа ЭЭГ и мощности и асимметрии a-ритма в основной группе свидетельствовала о более выраженных положительных изменениях в основной группе по сравнению с контрольной.

Динамика результатов, полученных при проведении ТКУЗДГ, в основной группе по сравнению с контрольной соответствовала нормализации реактивности церебральных сосудов и уменьшению явлений венозной дисциркуляции. В целом показатели изменений гемодинамики в процессе ТКЭС доказывают положительное влияние такого воздействия на церебральный кровоток.

Заключение. Результаты проведенного исследования, свидетельствующие о более выраженном в основной группе регрессе цефалгического синдрома, нормализации психоэмоционального состояния, оптимизации нейро– и гемодинамики, демонстрируют эффективность применения ТКЭС у пациентов с хронической цереброваскулярной недостаточностью и целесообразность использования методик ТКЭС в широкой клинической практике.

Литература

  1. Транскраниальная электростимуляция. Сборник статей. Под ред. В.П. Лебедева. СПб; 1999.
  2. Александрова В.А., Лебедев В.П., Рычкова С.В. Стимуляция эндорфинных структур мозга – новый немедикаментозный способ лечения. Журн неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 1996; 9(26): 101—103.
  3. Кацнельсон Я.С. Транскраниальная электроанальгезия как компонент анестезиологического пособия и средство купирования болевых синдромов. Автореф. дис. … канд. мед. наук. Л; 1985.
  4. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. М: Медицина; 1997; 352 с.
  5. Трошин В.Д., Мясников И.Г., Белоусова Т.Е. Магнито-, фото-, лазеро-терапия у больных с сосудистыми поражениями мозга. Журн неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 1994; 5: 15—18.
  6. Боголюбов В.С., Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия. М—СПб: СЛП; 1996; 480 с.








Вверх | Назад

Главная | Врачам | Пациентам | Студентам | Мед.учреждения | Мед.анекдоты | Полезные ссылки



Нижегородский медицинский сайт
по вопросам размещения рекламы пишите здесь