Глава 32. Сердечно-легочная реанимация новорожденных
Г. Грин, Г. Карлович, Э. Кароткин
Асфиксия новорожденного может возникать вследствие различных перинатальных осложнений и характеризуется гипоксемией и гиперкапнией. Нарушения сердечной деятельности и дыхания (в частности, ЧСС ниже 100 мин–1, артериальная гипотония, гиповентиляция или апноэ) наблюдаются у многих новорожденных. Однако настоящая асфиксия новорожденного возникает только в 1,0—1,5% родов. Среди недоношенных риск асфиксии возрастает до 9%, среди доношенных — не превышает 0,5% [1]. Асфиксией обусловлено 20% смертельных исходов у новорожденных.
I. Цель СЛР — как можно скорее устранить гипоксемию, гиперкапнию и нормализовать микроциркуляцию. Это позволяет предотвратить гипоксическое поражение головного мозга и других органов. Реанимационные мероприятия проводят в следующем порядке: 1) для уменьшения потребности в кислороде ребенка быстро вытирают насухо и укладывают на обогреваемый столик; 2) восстанавливают проходимость дыхательных путей — отсасывают их содержимое (слизь, меконий); 3) обеспечивают поддержку дыхания; 4) обеспечивают поддержку кровообращения. В данной главе описаны основные реанимационные мероприятия у новорожденных. Особое внимание уделено ряду физиологических изменений, имеющих место при асфиксии новорожденного и после ее устранения.
II. Угнетение дыхания и сердечной деятельности, асфиксия новорожденного
А. Этиология. Причинами асфиксии новорожденного могут служить действие лекарственных средств и наркотиков, травма, кровоизлияние, пороки развития, инфекции и диагностические вмешательства (см. табл. 32.1).
Б. Патогенез асфиксии новорожденного изучали экспериментально, вызывая асфиксию у млекопитающих [2] (см. рис. 32.1). При недостатке кислорода первоначально возникают кратковременное повышение АД и одышка. Если гипоксия нарастает, развивается первичное апноэ с одиночными агональными вдохами. Затем, если недостаток кислорода не восполняется, развивается вторичное апноэ. Дальнейшее снижение ЧСС с падением АД сопровождается гипоксическим поражением головного мозга и других органов. Если на этой стадии не начать реанимационные мероприятия, ребенок погибает. Снижение мозгового кровотока и гипоксемия приводят к отеку головного мозга и гипоксической энцефалопатии. Может развиться геморрагическое пропитывание ишемизированной ткани мозга.
III. СЛР. В данном разделе кратко изложены указания по СЛР новорожденных, разработанные Американской кардиологической ассоциацией совместно с Американской академией педиатрии [3].
А. Основные принципы
1. Подготовка. Важны предварительная оценка клинической ситуации и заблаговременная подготовка медперсонала.
2. В родильном отделении всегда должен быть неонатолог, владеющий навыками СЛР новорожденных.
3. Всегда должны быть наготове оборудование и лекарственные средства, необходимые для проведения реанимационных мероприятий (см. табл. 32.2).
4. Реанимационные мероприятия проводят в строго определенном порядке.
а. Обеспечение проходимости дыхательных путей. Ребенка укладывают так, чтобы облегчить движение воздуха при дыхании. Отсасывают содержимое носо- и ротоглотки. В некоторых случаях могут потребоваться интубация и санация трахеи.
б. Дыхание стимулируют при помощи тактильного раздражения. В отсутствие дыхания начинают ИВЛ дыхательным мешком через маску или эндотрахеальную трубку.
в. Для поддержания кровообращения используют непрямой массаж сердца. Начинают инфузионную терапию.
Б. Прежде чем приступить к СЛР, ребенка укладывают на обогреваемый столик и вытирают насухо.
1. Оценку состояния ребенка проводят в течение первых секунд его жизни. При определении показаний к СЛР в первую очередь учитывают частоту дыхания, ЧСС и окраску кожных покровов. Если с помощью этих параметров асфиксию диагностируют уже в течение первой минуты жизни ребенка, СЛР начинают сразу, до оценки состояния ребенка по шкале Апгар (см. табл. 32.3). Если на 5-й минуте состояние ребенка по шкале Апгар ниже 7 баллов, оценку повторяют каждые 5 мин в течение 20 мин или до тех пор, пока она не составит 7 баллов или выше. Оценка состояния ребенка по шкале Апгар на 5-й и 10-й минуте жизни помогает судить о риске острой полиорганной недостаточности.
2. Первые мероприятия не должны занимать более нескольких секунд.
а. Ребенка укладывают на обогреваемый столик и насухо вытирают заранее подогретыми пеленками. Придавать ребенку положение Тренделенбурга не рекомендуется.
б. Ребенка укладывают на спину или на бок. Голову слегка запрокидывают. Отсасывают содержимое носо- и ротоглотки. Чтобы предупредить попадание содержимого верхних дыхательных путей в нижние, сначала очищают рот при помощи резиновой груши. Для облегчения движения воздуха через дыхательные пути под плечи ребенка подкладывают сложенное в несколько раз полотенце.
в. При большом количестве содержимого в ротоглотке голову ребенка поворачивают набок во избежание аспирации.
г. Обтирание тела и санация дыхательных путей рефлекторно стимулируют дыхание. Если после этих манипуляций ребенок не начал дышать, его слегка похлопывают по стопам и растирают спинку теплым полотенцем. Другие методы стимуляции дыхания применять не следует из-за опасности осложнений. Если в течение 10—15 с дыхание не появилось, начинают ИВЛ.
В. Дальнейшие этапы СЛР
1. Оценивают частоту дыхания, ЧСС и окраску кожных покровов. Проводят постоянную регистрацию ЧСС и сердечного ритма.
2. При нарушении частоты и ритма дыхания начинают ИВЛ 100% кислородом при помощи дыхательного мешка и маски. При нормальной экскурсии грудной клетки оценивают ЧСС.
3. Если ЧСС ребенка выше 100 мин–1, оценивают окраску кожных покровов. Если ЧСС ниже 100 мин–1, начинают ИВЛ.
4. Центральный цианоз при ЧСС выше 100 мин–1 — показание к увеличению содержания кислорода (более 80%) во вдыхаемой смеси.
5. При падении частоты дыхания, отдельных агональных вдохах и полном отсутствии дыхания либо при падении ЧСС ниже 100 мин–1 начинают ИВЛ. Используя ингаляцию кислорода и надеясь стимулировать самостоятельное дыхание, можно упустить время для эффективных реанимационных мероприятий (см. рис. 32.2), что приведет к гипоксическому поражению головного мозга и других органов.
Г. ИВЛ дыхательным мешком через маску. В родильном зале должно быть все оборудование для СЛР новорожденных (см. табл. 32.2). Дыхательный мешок с маской подходящего размера, подсоединенный к источнику кислорода, всегда должен быть наготове и в исправном состоянии. При падении частоты дыхания, отдельных агональных вдохах, полном отсутствии дыхания либо при ЧСС ниже 100 мин–1 начинают ИВЛ с помощью дыхательного мешка и маски. Перед началом вентиляции голову ребенка слегка запрокидывают. Маска должна прикрывать нос и рот ребенка. Несколько раз нажав на дыхательный мешок, проверяют плотность прилегания маски. Эффективность вентиляции оценивают по экскурсии грудной клетки. Если амплитуда движений грудной клетки недостаточна, необходимо: 1) изменить положение маски; 2) изменить положение головы ребенка; 3) проверить проходимость дыхательных путей, при необходимости — провести их санацию; 4) убедиться, что рот ребенка приоткрыт; 5) увеличить давление на вдохе. Если экскурсии грудной клетки не отмечается, показана немедленная интубация трахеи. ЧСС определяют после вентиляции 100% кислородом в течение 15—30 с. ЧСС регистрируют в течение 6 с и умножают полученное число на 10. Если ЧСС более 100 мин–1, проводят мероприятия, описанные в табл. 32.4.
Д. Непрямой массаж сердца начинают, когда после 15—30 с ИВЛ 100% кислородом ЧСС остается ниже 60 мин–1 либо постоянно остается в пределах 60—80 мин–1. Массаж сердца проводят одновременно с ИВЛ 100% кислородом. Ребенка укладывают на обогреваемый столик на жесткую поверхность и проводят массаж, надавливая на грудину с частотой не менее 90 мин–1, смещая ее на глубину 1—2 см. Если ИВЛ проводит один из реаниматоров, то ее продолжают с частотой 30 мин–1. Соотношение частоты надавливаний и вдуваний должно составлять 3:1. Реаниматор, проводящий массаж сердца, должен вслух считать надавливания, чтобы реаниматор, проводящий ИВЛ, знал, в какие моменты осуществлять вдох. Рекомендуется следующий ритм: «и — раз, и — два, и — три, и — вдох…». Если через 30 с ЧСС становится более 80 мин–1, непрямой массаж сердца прекращают и продолжают только ИВЛ, если ЧСС ниже 80 мин–1, продолжают и то, и другое. На рис. 32.3 показаны разные методы непрямого массажа сердца.
Е. Интубация трахеи
1. Показания. Интубация трахеи может потребоваться при неэффективности ИВЛ дыхательным мешком (нет повышения ЧСС или недостаточная экскурсия грудной клетки), при необходимости санации трахеи, непрямом массаже сердца, обструкции дыхательных путей увеличенным языком (например, при синдроме Беквита—Видемана), а также при грыже Бохдалека.
2. Подготовка
а. Размер эндотрахеальной трубки подбирают в соответствии с гестационным возрастом или весом ребенка (см. табл. 32.5). Трубку обрезают на уровне 13 см и надевают на нее переходник. Для облегчения интубации используют проводник для эндотрахеальной трубки.
б. Ребенка кладут на спину на обогреваемый столик, слегка запрокидывают ему голову.
в. Ларингоскоп держат левой рукой, а правой удерживают голову. Клинок ларингоскопа проводят за корень языка и подводят под надгортанник, отодвигая его кверху так, чтобы была видна голосовая щель.
г. Эндотрахеальную трубку продвигают вдоль клинка и вводят между голосовыми связками. Глубину введения трубки (от ее дистального конца до губ ребенка) рассчитывают следующим образом: к весу ребенка в килограммах прибавляют 6. Результат выражают в сантиметрах.
д. Проксимальный конец введенной трубки придерживают, а ларингоскоп и проводник удаляют.
е. К эндотрахеальной трубке подсоединяют дыхательный мешок и начинают ИВЛ.
ж. Убеждаются в том, что дыхание хорошо проводится, а экскурсия грудной клетки достаточна.
з. Трубку закрепляют пластырем.
и. Положение трубки проверяют при помощи рентгенографии.
Ж. Медикаментозное лечение включает кровезаменители и инотропные средства. Они улучшают сердечную деятельность и кровоснабжение тканей, восстанавливают кислотно-щелочное равновесие. Медикаментозное лечение назначают в случаях, когда эффекта от ИВЛ 100% кислородом и непрямого массажа сердца не наблюдается в течение 30 с (сердечные сокращения отсутствуют либо ЧСС остается ниже 80 мин–1).
1. Вводить лекарственные средства удобнее в пупочную вену, поскольку в нее легче установить катетер. Адреналин можно вводить через эндотрахеальную трубку. Особое внимание, особенно у недоношенных, уделяют скорости введения лекарственных средств, поскольку резкие перепады АД и осмоляльности крови могут вызвать у них нарушение мозгового кровообращения. В табл. 32.6 дана характеристика отдельных лекарственных средств, применяемых для СЛР новорожденных.
2. Первоочередные меры направлены на улучшение функции миокарда, кровоснабжения тканей и устранение ацидоза. Если после 30 с непрямого массажа сердца и ИВЛ 100% кислородом ЧСС остается ниже 80 мин–1, назначают адреналин, 0,1—0,3 мл раствора 1:10 000. При необходимости введение повторяют каждые 3—5 мин. В отдельных случаях указанную дозу адреналина вводят эндотрахеально. В связи с тем что всасывание препарата слизистой трахеи и бронхов происходит неравномерно [4], как можно скорее устанавливают венозный катетер (особенно при неэффективности реанимационных мероприятий). Атропин и препараты кальция на этом этапе реанимации новорожденных противопоказаны.
3. Введение кровезаменителей помогает устранить гиповолемию и улучшить доставку кислорода тканям. Острая кровопотеря может развиться вследствие фето-материнской трансфузии до родов. Гиповолемию следует заподозрить в случаях, когда реанимационные мероприятия неэффективны или наблюдается артериальная гипотония. Обычно используют физиологический раствор, раствор Рингера с лактатом, 5% раствор альбумина или другой кровезаменитель. Вводят 10 мл/кг в/в в течение 5—10 мин.
4. Нарушения кислотно-щелочного равновесия. Метаболический ацидоз следует заподозрить при неэффективности СЛР, введения адреналина и кровезаменителей. При подозрении на метаболический ацидоз вводят бикарбонат натрия (см. табл. 32.6). Этот препарат применяют только в отсутствие респираторного ацидоза. При недостаточной вентиляции легких не происходит полного удаления углекислого газа, развивается смешанный ацидоз [5]. Добавление бикарбоната натрия в этой ситуации может усилить смешанный ацидоз в венозной крови и усугубить снижение pH в тканях.
5. Налоксон — блокатор опиатных рецепторов. Препарат используют при угнетении дыхания у новорожденного, вызванном введением матери наркотических анальгетиков в течение последних 4 ч перед родами. При угнетении дыхания в первую очередь начинают ИВЛ, затем вводят налоксон, 0,1 мг/кг в/в или эндотрахеально, можно повторять каждые 2—3 мин [6]. Допустимо также п/к или в/м введение. Поскольку длительность действия наркотических анальгетиков может превышать длительность действия налоксона, после введения препарата за ребенком наблюдают в течение по крайней мере 6 ч. Введение налоксона противопоказано при подозрении на наркоманию у матери, поскольку у ребенка может развиться синдром отмены, сопровождающийся тяжелыми судорогами [7]. В этих случаях новорожденному проводят ИВЛ до тех пор, пока ребенок не начнет дышать самостоятельно.
IV. Ведение в постреанимационном периоде. Новорожденных, которым проводили интенсивные реанимационные мероприятия, оцененных по шкале Апгар ниже 7 баллов на 5-й минуте жизни, переводят в отделение реанимации. В отделении за ними тщательно наблюдают по меньшей мере в течение суток для своевременной диагностики и лечения осложнений асфиксии. Лабораторные исследования включают общий анализ крови, определение глюкозы плазмы, уровня кальция в сыворотке, газов артериальной крови. Кроме этого, проводят рентгенографию грудной клетки.
А. Артериальная гипотония. Назначают кровезаменители и вазопрессорные средства. Улучшить микроциркуляцию и нормализовать АД удается при помощи длительной инфузии дофамина. В течение инфузии контролируют ЧСС и АД. Дозы и метод расчета концентрации раствора дофамина приведены в табл. 32.6. Инфузию начинают с дозы 5 мкг/кг/мин, постепенно повышая ее до максимальной — 20 мкг/кг/мин.
Б. ОПН — частое осложнение тяжелой асфиксии. Следят за диурезом и регулярно определяют уровень электролитов и креатинина в сыворотке. ОПН вследствие асфиксии редко сопровождается олигурией и, если не контролировать уровень креатинина ежедневно, может остаться недиагностированной [8].
В. Гипогликемия — частое осложнение асфиксии. Назначают 10% глюкозу, 2 мл/кг (200 мг/кг) в/в струйно или в/в капельно со скоростью 6—8 мг/кг/мин.
Г. Гипокальциемия обычно возникает в первые 24—48 ч после реанимационных мероприятий. Может потребоваться введение препаратов кальция.
Д. Метаболический ацидоз. После нормализации дыхания, сердечного выброса и кровоснабжения тканей вводят бикарбонат натрия.
Е. Поражение ЦНС. Могут развиться отек головного мозга, внутримозговое кровоизлияние, судороги и синдром гиперсекреции АДГ. Первоочередные меры включают ограничение жидкости до 50—60 мл/кг/сут. Дальнейшую тактику ведения определяют индивидуально, в зависимости от состояния ребенка.
Ж. Стойкая легочная гипертензия обусловлена спазмом легочных сосудов. Возникает сброс крови справа налево с последующим развитием гипоксии и ацидоза. Проводят ИВЛ 100% кислородом, в отдельных случаях используют экстракорпоральную мембранную оксигенацию.
З. Документация. Все назначения, результаты наблюдения и обследования заносят в медицинскую карту.
V. Прогноз
А. Продолжительность СЛР. Насколько долго следует продолжать СЛР при тяжелой асфиксии новорожденного, точно не установлено. Небольшое количество исследований по этой проблеме не позволяет сформулировать четкие сроки. В одной из работ [9] описаны 93 случая асфиксии новорожденного. СЛР начинали в отсутствие сердечных сокращений. 61% из 23 выживших детей развивались нормально. Среди 58 детей, у которых сердцебиение отсутствовало в течение 10 мин, выжил только один и в дальнейшем страдал детским церебральным параличом. Результаты исследования свидетельствуют о том, что при неэффективности СЛР ее можно прекращать через 10 мин. Некоторые исследователи рекомендуют продолжать СЛР в таких случаях в течение 15—20 мин [10].
Б. Детский церебральный паралич. В большинстве случаев детского церебрального паралича анамнестические указания на асфиксию отсутствуют. Хотя известно, что асфиксия новорожденного приводит к стойким неврологическим нарушениям, они обычно появляются вскоре после рождения. Характерно следующее [11].
1. Низкая оценка по шкале Апгар на 10—15-й минуте жизни.
2. Проявления ишемической энцефалопатии — мышечная гипотония, вялое сосание и снижение рефлексов.
3. Судороги в первые 36 ч после рождения.
За последние 20—30 лет, несмотря на значительные достижения в акушерстве и неонатологии, распространенность детского церебрального паралича среди доношенных детей не изменилась [11]. Эпилепсия и умственная отсталость, как правило, не связаны с асфиксией новорожденного.
Литература
1. MacDonald H. M. et al. Neonatal asphyxia: I. Relationship of obstetric and neonatal complications to neonatal mortality in 38 405 consecutive deliveries. J. Pediatr. 96:898, 1980.
2. Dawes G. Fetal and Neonatal Physiology. Chicago: Year Book Medical Publishers, 1968.
3. Bloom R. S., Cropley C., AHA-AAP Neonatal Resuscitation Program Steering Committee. Textbook of Neonatal Resuscitation: American Heart Association and American Academy of Pediatrics. Dallas, TX: American Heart Association, 1994.
4. Orlowski J. P., Gallager J. M., Porembka D. T. Endotracheal epinephrine is unreliable. Resuscitation 19:103, 1990.
5. Hein H. A. The use of sodium bicarbonate in neonatal resuscitation: Help or harm? Pediatrics 91:496, 1993.
6. American Academy of Pediatrics Committee on Drugs. Emergency drug doses for infants and children and naloxone use in newborns: Clarification. Pediatrics 83:803, 1989.
7. Gibbs J. et al. Naloxone hazard in infant of opioid abuser. Lancet 2:159, 1989.
8. Karlowicz M. G., Adelman R. D. Nonoliguric and oliguric acute renal failure in asphyxiated term neonates. Pediatr. Nephrol. in press 1995.
9. Jain L. et al. Cardiopulmonary resuscitation of apparently stillborn infants: Survival and long-term outcome. J. Pediatr. 118:778, 1991.
10. Ballard R. A. Resuscitation in the Delivery Room. In H. W. Taeusch, R. A. Ballard, M. E. Avery (eds.), Schaffer and Avery's Diseases of the Newborn (6th ed.). Philadelphia: Saunders, 1991. P. 204.
11. American Academy of Pediatrics, American College of Obstetricians and Gynecologists. Relationship between Perinatal Factors and Neurologic Outcome. In R. L. Poland, R. K. Freeman (eds.), Guidelines for Perinatal Care (3rd ed.). Elk Grove Village, II: American Academy of Pediatrics, 1992. Pp. 221—224.